
НАСА
Исполняющий обязанности генерального инспектора НАСА Джордж А. Скотт в среду опубликовал отчет, в котором дана оценка готовности НАСА запустить миссию «Артемида II» в следующем году. Это важный полет для космического агентства, поскольку, хотя экипаж из четырех человек не приземлится на Луну, это будет первый раз, когда люди полетят в глубокий космос более чем за полвека.
Отчет не содержал каких-либо огромных сюрпризов. В последние месяцы самым большим препятствием для миссии «Артемида II» стала работоспособность теплового экрана, который защищает космический корабль «Орион» во время его огненного входа в атмосферу на скорости более 25 000 миль в час от Луны.
Хотя НАСА преуменьшило проблему теплового экрана сразу после полета беспилотного корабля «Артемида I» в конце 2022 года, очевидно, что неожиданные повреждения и обугливание во время этой беспилотной миссии вызывают серьезную озабоченность. Совсем недавно, на прошлой неделе, Амит Кшатрия, курирующий разработку миссии «Артемида» в исследовательском подразделении НАСА, заявил, что агентство все еще ищет основную причину проблемы.
Отчет генерального инспектора на этой неделе — независимого ведомства, отвечающего за расследование преступлений, мошенничества, растрат и неэффективного управления программами НАСА — содержит некоторые дополнительные подробности, но не меняет общего вывода. Нерешенные проблемы с тепловым экраном представляют значительный риск для планов НАСА по запуску Артемиды-2 в сентябре 2025 года. Вероятно, наиболее заметная новая информация поступила в виде двух изображений, которые показали ранее нераскрытые подробности о глубоких углублениях в тепловом экране Ориона после Артемида И.
Немного раздражен
Однако что был Удивительным в этом отчете является ответ НАСА. В конце, на странице 36, скрывается отчетливый тон раздражительности в замечаниях Кэтрин Кернер, помощника администратора Управления миссий по разработке исследовательских систем. По сути, ее роль в НАСА заключается в надзоре за разработкой «Ориона» и другого оборудования, используемого для полетов в глубокий космос.
Согласившись с каждой из шести рекомендаций в отчете генерального инспектора, Кернер сделал следующий комментарий:
«НАСА стремится к постоянному совершенствованию наших процессов и процедур для обеспечения безопасности и устранения потенциальных рисков и недостатков», — написала она. «Однако избыточность приведенных выше рекомендаций не помогает гарантировать, что программы НАСА организованы, управляются и реализуются экономично, эффективно и результативно».
Внимательное прочтение второго предложения показывает, что Кернер считает усилия генерального инспектора излишними и бесполезными. Это не случайный язык. Ответ Кернера, безусловно, был рассмотрен старшими менеджерами НАСА, которые могли бы отметить и удалить текст. И все же они справились с этим.
Так что же здесь происходит?
Чиновники НАСА явно ощущают давление, когда дело касается Артемиды. Вторая миссия — облет Луны — должна быть относительно простой. Действительно сложная миссия — высадка на Луну, включающая стыковку «Ориона» со звездолетом SpaceX на лунной орбите, — гораздо более амбициозна. В политическом плане существует большое давление, требующее реализации обоих проектов, и Конгресс внимательно следит за тем, как НАСА сталкивается с возможными задержками.
На этой неделе во время слушаний Комитета по науке, космосу и технологиям Палаты представителей по рассмотрению бюджета НАСА на 2025 финансовый год, самый первый вопрос председателя Фрэнка Лукаса касался возможных изменений в «Артемиде III». Ссылаясь на статью в Ars Technica о внутренних обсуждениях НАСА по поводу изменения профиля миссии, чтобы Орион и звездолет состыковались на низкой околоземной орбите, Лукас спросил администратора НАСА, что происходит.