
Когда дело доходит до обсуждения цифрового звука, вы быстро столкнетесь с алфавитным набором сокращений: MP3, AAC, ALAC, FLAC, WAV, DSD и так далее. Это практически бесконечно.
Можно подумать, что с таким количеством типов цифровых аудиофайлов нам не понадобится еще один. Однако есть еще один цифровой аудиофайл, о котором вам нужно знать. Это называется MQA.
Заявки на MQA впечатляют. Это аудиоформат, который можно загружать, транслировать или даже воспроизводить с компакт-диска, и при этом он также предположительно способен воспроизводить звук высокого разрешения из файла, размер которого вдвое меньше, чем у других форматов. Его создатель также говорит, что когда вы слушаете MQA, вы получаете именно то, что задумал исполнитель, потому что, как только аудиофайл MQA покидает студию, к нему больше никогда не прикасаются лейбл исполнителя, потоковая служба или какая-либо другая третья сторона.
Действительно ли оно может это сделать? Как услышать MQA самому? И почему Нил Янг так зол на MQA, что в знак протеста убрал весь свой каталог с Tidal? Мы расскажем обо всем этом и многом другом, но будьте готовы к приключениям — история MQA сложна.
Что такое МКА?
MQA означает Master Quality Authenticated и представляет собой название аудиоформата и набора лицензированных технологий для работы с этим форматом. Это также, что несколько сбивает с толку, название компании, которая изначально разработала и лицензировала эти технологии. Эта компания была основана Бобом Стюартом — тем же человеком, который основал британскую аудиофирму Meridian Audio и изобрел MLP, технологию звука без потерь, лежащую в основе аудио DVD и Blu-ray, — но все ее активы недавно были приобретены Lenbrook, Канадский владелец компаний Bluesound, NAD и PSB Stereo. Поскольку приобретение все еще является новинкой и многие подробности о том, как бизнес-сторона MQA будет развиваться с течением времени, все еще неизвестны, в этом пояснении по-прежнему упоминаются Боб Стюарт и MQA (бывшая компания) как основные источники информации о MQA. Мы будем обновлять эту статью по мере появления этих подробностей.
На данный момент мы сосредоточимся на MQA, аудиотехнологии.
Аудиоформат MQA имеет несколько элементов, которые заставляют его создателей считать его уникальным:
- Во время создания файла MQA применяются фильтрация и обработка для устранения проблемы, которая может возникнуть с любым цифровым звуком, известной как размытие во временной области. MQA называет это «устранением размытия».
- Файлы примерно такого же размера, как файлы FLAC без потерь качества CD, и тем не менее Стюарт утверждает, что с помощью процесса, называемого музыкальным оригами, они могут обеспечить качество звука, сравнимое с гораздо большим файлом FLAC с высоким разрешением без потерь — если сам источник в высоком разрешении.
- Файл MQA (или поток) имеет своего рода цифровой отпечаток. Когда файл принимается и обрабатывается совместимым аудиооборудованием, этот отпечаток пальца действует как своего рода аутентификация, давая слушателям понять, что они слышат ту же версию, которую артист или инженер создал в студии. Позже мы обсудим, почему это может иметь для вас значение.
- MQA позволяет полностью декодировать треки MQA только устройствам, одобренным и лицензированным MQA. Стюарт говорит, что это необходимый шаг для устранения различий в обработке данных между различными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП).
Что делает аудиофайл «аутентичным»?

Вашей первой реакцией на идею аутентифицированных аудиофайлов может быть закатывание глаз. В конце концов, если вы можете услышать нужную песню, имеет ли значение, подтверждена ли ее подлинность?
MQA утверждает, что это так. Стюарт утверждает, что большая часть цифровой музыки, которую мы транслируем или скачиваем, не является прямым продуктом самих исполнителей. С помощью мастеров студии создаются самые разные версии, часто сторонние организации. Артистам и их продюсерам редко предоставляется возможность услышать эти версии до того, как они станут доступны публике, что создает вероятность того, что песни больше не будут звучать так, как в студии.
Поскольку файлы MQA имеют цифровую подпись при создании в студии, это означает две вещи. Во-первых, когда артист создает файл MQA, он может предварительно просмотреть, как он будет звучать на различных устройствах воспроизведения. Если им не нравится то, что они слышат, они могут попробовать еще раз. Во-вторых, полученный вами файл MQA — это тот же файл, который подписал художник, и если у вас есть совместимое программное или аппаратное обеспечение, вы даже можете увидеть версию цифровой подписи с цветовой кодировкой (мы обсудим эти цветовые коды позже).
Критики MQA утверждают, что, хотя этот аспект аутентификации является законным преимуществом, слишком часто файлы MQA создаются не художником или даже инженером, что подрывает ценность аутентификации. Некоторые критики также предполагают, что содержимое файла MQA удивительно легко изменить, не нарушая его цифровую подпись.
Удаление размытия во временной области
В процессе оцифровки аналогового звука применяются фильтры, которые могут вызвать явление, известное как размытие во временной области. Это небольшое снижение скорости обработки некоторых частот. В результате получается аудиосигнал, который менее точен исходному исходному материалу. Выполнение обратного преобразования в аналоговый формат в некоторых случаях может усугубить это размазывание. Мы говорим о чрезвычайно крошечных долях секунды, но рабочая теория заключается в том, что наш мозг может это обнаружить, и мы предпочитаем, как звучит музыка, когда этого размытия нет (или, по крайней мере, оно значительно уменьшено).
Согласны вы с этой теорией или нет, Стюарт говорит, что размытие во временной области может повлиять на любой цифровой звук, включая звук компакт-диска, а не только на потоковую передачу цифровой музыки. Поскольку процесс кодирования MQA включает дополнительные фильтры, предназначенные для исправления размытия, Стюарт утверждает, что этот процесс, который он называет «устранением размытия», делает MQA — даже без других заявленных преимуществ — форматом, качество которого лучше, чем у компакт-диска.
Если у вас есть время (и терпение), SoundOnSound предлагает невероятно глубокий взгляд на MQA, включая все детали размытия времени.
Музыкальное оригами

В фильме 1997 года есть замечательная сцена. Контакт где астрономы выясняют, что загадочная передача из космоса на самом деле является закодированным сигналом одной из первых телетрансляций человека (пугающе, запись Гитлера с Олимпийских игр в 1936 году). Вскоре после этого первоначального открытия приходит второе, более глубокое открытие: в трансляции скрыт набор закодированных инструкций по созданию машины, которая позволит людям встретиться с видами, которые изначально послали сигнал.
Аудиофайл MQA работает аналогично. Когда вы загружаете или передаете MQA, вы фактически загружаете или передаете 24-битный файл в одном из трех распространенных типов файлов без потерь: FLAC, ALAC или WAV. Благодаря продуманной инженерии эти 24-битные файлы по-прежнему можно воспроизводить с помощью оборудования, ограниченного 16-битным воспроизведением, например проигрывателя компакт-дисков или цифрового аудиоплеера без высокого разрешения.
Если исходная мастер-запись существует только в виде файла CD-качества с разрешением 16 бит/44,1 кГц, то версия MQA фактически не имеет никаких преимуществ в отношении звука, кроме заявленных улучшений устранения размытия. Однако их можно аутентифицировать с помощью дополнительного программного или аппаратного обеспечения.
Если исходная основная запись существует в виде файла высокого разрешения, формат MQA также может включать эту дополнительную информацию — без увеличения самого файла — которую позже можно извлечь, если у вас есть MQA-совместимое программное обеспечение или аудиооборудование. Стюарт называет это сокрытие дополнительной информации «музыкальным оригами» (в честь древнего японского искусства складывания бумаги).
Качество CD и качество высокого разрешения в одном файле?

В мире MQA каждый аудиофайл содержит три уровня информации. Когда файлы MQA создаются в студии, второй и третий уровни (области B и C на диаграмме выше) кодируются и сохраняются в области записи, уровень громкости которой намного ниже диапазона человеческого слуха. Если они присутствуют в мастер-записях, это те части, которые придают аудиофайлу высокое разрешение, а не просто качество компакт-диска.
Небольшое примечание к этим диаграммам: они представляют собой слышимые частоты снято во время студийной записи. Это отличается от частота дискретизации (частота), используемая при оцифровке записи, хотя слышимые частоты и частоты дискретизации выражаются в килогерцах (кГц).

Декодирование каждого уровня известно как развертывание. Первое и, возможно, самое важное развертывание может быть выполнено с помощью программного или аппаратного обеспечения, но второе и третье развертывание могут быть выполнены только с помощью MQA-совместимого оборудования. Подробнее о программном и аппаратном обеспечении мы поговорим чуть позже.
Первое развертывание извлекает как дополнительную битовую глубину, так и частоту дискретизации, возвращая звук до качества высокого разрешения с частотой дискретизации 88,2 или 96 кГц.
На этом этапе вы можете использовать любой ЦАП для преобразования цифрового звука в аналоговый и его прослушивания. Однако если у вас есть MQA-совместимое оборудование, поток MQA может перейти ко второму и третьему развертываниям, которые восстанавливают оставшуюся скрытую аудиоинформацию.
Эти финальные развертки также позволяют услышать исходную частоту дискретизации, если она была выше 96 кГц, поддерживаемых первой разверткой. Стюарт говорит, что, хотя обычно три развертки являются типичными, можно добавить еще много разверток. Если исходная частота дискретизации составляла 768 кГц (например), используется 16 разверток.
Невероятно маленькие файлы

Если вы знакомы со звуком высокого разрешения, вы можете задаться вопросом, зачем кому-то идти на все эти проблемы, складывая дополнительную информацию в файл CD-качества, когда и FLAC, и ALAC (и DSD) способны передавать 24-битный звук. бит/192 кГц или лучше, звук высокого разрешения без потерь?
Одна из причин — размер. MQA иллюстрирует разницу в размерах файлов, используя пример Мадонны. Как девственница. Когда эта песня закодирована в файл FLAC высокого разрешения без потерь с разрешением 24/192, ее размер составит 135,3 МБ. Размер файла MQA FLAC составляет всего 46,2 МБ — примерно такой же размер, как у 16-битного файла FLAC без потерь (44,1 дюйма).
Если вы верите утверждению Боба Стюарта о том, что файл MQA FLAC будет звучать так же хорошо или лучше, чем файл FLAC высокого разрешения без потерь с разрешением 24/192, MQA становится легкой задачей для такого потокового сервиса, как Tidal, который обещает своим клиентам аудио высокого разрешения, при этом платя только за треть полосы пропускания за песню, которую Apple Music или Amazon Music должны платить, когда вы транслируете треки высокого разрешения без потерь из этих сервисов.
Однако здесь мы сталкиваемся с первым из нескольких противоречий, которые преследовали MQA с момента его возникновения: математически файлы FLAC высокого разрешения без потерь и файлы MQA — это не одно и то же. Процесс кодирования MQA позволяет сделать некоторые качественные выводы о том, какие части исходной записи можно безопасно удалить без изменения звука. Технически это делает MQA формой сжатия с потерями.
Тогда дискуссия превращается в вопрос о том, существует ли такая вещь, как формат с потерями, который может звучать так же хорошо (или, возможно, лучше), чем действительно формат без потерь. Излишне говорить, что сторонники MQA считают, что ответ положительный, в то время как многие стойкие члены сообщества аудиофилов отвергают такое мнение, утверждая, что любая потеря информации из оригинальной записи является непростительным грехом.
Нил Янг, возможно, самый известный человек среди противников MQA. В сообщении в блоге 2021 года на своем сайте NeilYoungArchives фолк-певец написал: «MQA — это компания, поставляющая технологии для Tidal. В своих официальных описаниях они рассказывают о том, что они сделали с моими оригинальными файлами. Они изменили их и взимают гонорар. Я чувствую, что мои мастер-файлы никоим образом не улучшились. Их деградируют и ими манипулируют. Я сделал их. Я знаю разницу. Я слышу это.
Где я могу слушать или скачивать песни MQA?
Уровень подписки HiFi Plus от Tidal, который в настоящее время стоит 20 долларов в месяц, на сегодняшний день является самым простым способом получить доступ к MQA. Tidal имеет миллионы треков в своей так называемой коллекции «Tidal Masters» и каждую неделю добавляет множество новых альбомов в формате MQA. Однако в апреле 2023 года Tidal объявила, что начнет добавлять версии треков в формате FLAC в высоком разрешении и без потерь на свой уровень HiFi Plus, и с тех пор начала заменять версии MQA своего каталога песен версиями FLAC. Хотя Tidal не заявила, что планирует ликвидировать MQA, если текущая тенденция сохранится, этот формат фактически перестанет существовать в сервисе в течение нескольких лет.
Nugs.net — еще один потоковый сервис, поддерживающий MQA. В отличие от Tidal, который ориентирован в первую очередь на студийные записи, Nugs.net — это место, где любители живой музыки могут транслировать свои любимые выступления в MQA.
Radio Paradise недавно приняло формат MQA для своих четырех смешанных каналов, хотя потоки MQA на данный момент являются эксклюзивными для устройств Bluesound с BluOS.
Потоковое вещание, возможно, самый простой способ услышать MQA, но если вы предпочитаете владеть своей музыкой и загружать ее, вам стоит посетить эти сайты:
- 2L, скандинавский лейбл, специализирующийся на классической, джазовой и фолк-музыке.
- e-onkyo music, японский сайт загрузки музыки (к сожалению, в настоящее время доступен только жителям Японии)
- HDTracks, вероятно, самый большой каталог загружаемого контента MQA.
- Nugs.net не только транслирует живую музыку, но и предлагает скачивание
- HighResAudio, немецкий сайт всех форматов высокого разрешения.
- Sony Music Select поддерживает аудиокаталог высокого разрешения с поддержкой MQA.
Наконец, если у вас есть проигрыватель компакт-дисков или привод компакт-дисков, который можно использовать для копирования компакт-дисков на компьютер, компакт-диск MQA может подойти. Их не так-то просто найти, но если вы готовы поохотиться, начните здесь: Amazon, Japan-CD.com и eBay.
Программное и аппаратное обеспечение

Вот что вам нужно знать об оборудовании, необходимом для прослушивания MQA.
Как мы упоминали в разделе «Музыкальное оригами», некодированные файлы MQA можно воспроизводить с помощью самых разных аппаратных и программных средств. Компакт-диски MQA будут работать в любом проигрывателе компакт-дисков. А если вы загрузили трек MQA с сайта загрузки музыки в формате FLAC, любое программное обеспечение на вашем телефоне или компьютере, способное воспроизводить файлы FLAC, сможет воспроизводить их.
Однако, если вы хотите разблокировать дополнительную информацию, спрятанную внутри файла MQA, и/или если вы хотите увидеть индикаторы подтверждения аутентификации, вам понадобится определенное аппаратное и/или программное обеспечение.
Требования MQA начинаются с первого развертывания, которое декодирует часть скрытой информации, известную как ядро MQA. Для выполнения этого первого развертывания можно использовать как программное, так и аппаратное обеспечение.
С точки зрения программного обеспечения пользователи Android могут загрузить USB Audio Player. Pro, а пользователи Mac и ПК могут подписаться на Roon или Audirvana — две платные платформы воспроизведения цифровой музыки. Если вас интересует только потоковая передача MQA, приложение Tidal для Android, iOS, ПК и macOS, а также мобильное приложение Nugs.net для iOS/Android также могут выполнять декодирование MQA Core.

Что касается аппаратного обеспечения, только категория устройств, известная как полные декодеры MQA, может выполнять развертывание ядра MQA. Они также могут выполнять дополнительное второе и третье (или более) развертывание, что делает эти устройства предпочтительным выбором для аудиофилов. Эти полные декодеры бывают разных форм и размеров. Портативные цифровые аудиоплееры Astell&Kern являются полноценными декодерами, как и ЦАП/усилитель для наушников Ifi Go Bar, который можно подключить к любому компьютеру или смартфону. Вы также найдете полноценные декодеры в аудиоприемниках, Hi-Fi ЦАП и сетевых медиастримерах, таких как коллекция беспроводных многокомнатных аудиопродуктов Bluesound.
Существует также гибридный подход. Если вы решите использовать программный декодер для первого развертывания, он может отправить сигнал MQA Core на одно из аппаратных устройств, перечисленных выше, или вы можете выбрать специальное (и обычно более доступное) устройство, известное как средство рендеринга MQA. Средствам рендеринга, таким как Ifi Go Link по очень разумной цене (59 долларов США), необходимо, чтобы первое развертывание MQA выполнялось программным обеспечением, но как только они получают сигнал MQA Core, они могут выполнять дополнительные развертывания.
Боб Стюарт говорит, что этот гибридный подход позволит вам слушать файлы MQA с максимальным качеством, но он по-прежнему утверждает, что полные декодеры обеспечивают улучшение качества звука.
Единственное, чего не могут сделать средства визуализации MQA, — это предложить компонент аутентичности опыта MQA. Поскольку они не выполняют первое развертывание, существует вероятность того, что сигнал MQA Core, с которым они работают, исходил не от создателя. Для средства рендеринга также невозможно узнать, работает ли он с исходной частотой дискретизации.
Что означают эти цветные светодиоды?

Хотя светодиод пурпурного цвета чаще всего можно увидеть на MQA-совместимых устройствах рендеринга, таких как ЦАП/усилители, на самом деле с MQA связано несколько цветов светодиодов. Вот что они означают:
Зеленый: используется программным или аппаратным обеспечением, которое может выполнить первое развертывание MQA (MQA Core). Он сообщает вам, что, хотя декодируемый файл MQA может быть аутентифицирован, инженер звукозаписи не объявил трек окончательной версией записи.
Синий: используется программным или аппаратным обеспечением, которое может выполнить первое развертывание MQA (MQA Core). Он указывает на трек MQA Studio, который не только проходит проверку подлинности, но и считается окончательной версией записи. По словам Боба Стюарта: «Звук, который вы слышите, точно такой же, как и в студии, когда музыка была закончена».
Пурпурный: используется аппаратным средством рендеринга MQA (или полным декодером), когда эти устройства получают поток MQA Core от приложения или другого аппаратного устройства, которое выполнило первое развертывание. Это указывает на то, что поток правильно закодирован как файл MQA, но он не может аутентифицировать его или сообщить, является ли это треком MQA Studio.
Качество MQA не будет транслироваться через Bluetooth (пока)
К сожалению, поскольку формат MQA должен оставаться неизменным до тех пор, пока он не будет преобразован в аналоговый звук, который вы сможете услышать, беспроводные колонки и наушники Bluetooth, а также настоящие беспроводные наушники, не могут присоединиться к полноценной вечеринке MQA. Это связано с тем, что самому Bluetooth необходимо выполнить цифровое перекодирование для передачи беспроводного звука с телефона на наушники. Такое перекодирование разрушает тщательно свернутые данные MQA, делая их недоступными для ваших ушей.
Вы по-прежнему можете пользоваться преимуществами первого развертывания MQA с помощью Bluetooth, но возможность использования высокого разрешения пока недоступна.
Это может измениться в будущем. В 2022 году компания MQA объявила о создании нового Bluetooth-совместимого кодека, известного как MQair. Среди улучшений, которыми, по утверждению MQA, MQair обладает по сравнению с конкурирующими кодеками, такими как aptX Adaptive от Qualcomm или LC3 от LE Audio, является то, что он может сохранять MQA (формат) нетронутым через соединение Bluetooth.
После этого объявления MQA решила вместо этого продавать MQair под своим техническим названием: SCL6. Несмотря на то, что SCL6 получил сертификат беспроводного звука высокого разрешения от Japan Audio Society, до сих пор ни один производитель не включил поддержку SCL6 в свои аудиопродукты. Тем не менее, Ленбрук назвал SCL6 ключевым активом MQA, когда объявил о приобретении MQA.
Как звучит MQA?

Если вы потрудитесь подписаться на дорогой тарифный план потоковой передачи и купить необходимое оборудование для воспроизведения треков MQA в полном качестве, услышите ли вы разницу? Вероятно. Понравится ли вам то, что вы слышите? Это более сложный вопрос.
Для меня ответ — да. Ну, в основном да.
Используя iPhone 14 с Tidal HiFi и Apple Music, ЦАП Ifi Go Link и набором наушников Sennheiser HD 660S2 открытого типа, я переключался между CD-качеством без потерь и версиями MQA десятков треков исполнителей. Я пробовал Green Day, Led Zeppelin, The Who, REM, Heart, Джона Колтрейна, Бека и Билли Айлиш, и это лишь некоторые из них.
Результаты? Я думал, что версия MQA большинства треков была заметно лучше, и не просто на небольшую величину. MQA позволил каждому инструменту и каждому голосу занять свое собственное пространство, добавив глубины и ясности. В некоторых случаях, как, например, Red Hot Chili Peppers. Снег (Эй, о), дополнительные детали поразительны, особенно когда песня развивается от одного инструмента к полной аранжировке. Вы можете продолжать оттачивать этот первый гитарный рифф, даже если он станет всего лишь одним из многих перекрывающихся звуков.
Однако не все треки получают пользу от обработки MQA. Мне было трудно заметить существенную разницу при прослушивании большинства песен Тома Петти. Старые треки The Who нравятся Мастер пинбола и Отец О’Райли были похожи. Я заметил небольшое улучшение, но только.
Как и во всех обсуждениях аудио, будь то формат типа MQA или новый комплект наушников, единственный способ узнать, слышите ли вы разницу, — это попробовать ее самостоятельно.
О компании MQA
До 2023 года о корпоративном предприятии, известном как MQA, особо нечего было сказать, кроме того, что оно владело технологией MQA и лицензировало ее различным игрокам отрасли, которые ее используют. Однако в начале 2023 года MQA объявила, что вступила в административную деятельность (британскую версию Главы 11) после потери одного из своих крупнейших финансовых спонсоров. Это побудило MQA искать покупателя, которого в итоге нашли в Ленбруке в сентябре 2023 года.
Это приобретение приносит некоторую краткосрочную стабильность экосистеме MQA, поскольку больше нет угрозы неплатежеспособности или роспуска компании, владеющей интеллектуальной собственностью, связанной с портфелем кодеков и других активов MQA. Однако ситуация с Tidal остается проблемной. Будучи крупнейшим источником контента MQA, если Tidal продолжит делать MQA-версии своей библиотеки песен недоступными для подписчиков, Lenbrook придется заключить новое соглашение с другим потоковым сервисом или, возможно, открыть свой собственный.
Мы будем обновлять это объяснение по мере того, как узнаем больше.