Необходимо знать
Что это такое? Разветвленная научно-фантастическая ролевая игра
Ожидайте, что придется заплатить: $30/£25
Разработчик: Freehold Games
Издатель: Kitfox Games
Проверено на: Radeon RX 6800 XT, Ryzen 9 5900, 32 ГБ ОЗУ (но работает на картошке)
Мультиплеер? Нет
Ссылка: Официальный сайт
Через великую соляную пустыню лежит заросшее джунглями плато, окруженное горами и испещренное руинами развитой древней цивилизации. В его центре находится Веретено – возвышающийся трос, который тянется в небеса и сквозь них. Именно сюда прибывает Ваш незнакомец, главный герой эпической научно-фантастической ролевой игры, полной захватывающих историй и элегантно спроектированных, глубоких симуляторов мира. Это лучшая из тех, в которые я когда-либо играл.
Caves of Qud – это традиционная ролевая игра в жанре roguelike, пошаговая игра сверху вниз, которая полагается на текст и простую, но выразительную графику, чтобы передать свой мир. Однако в ней нет жесткой и быстрой привязки к постоянной смерти, вместо этого Вы можете выбирать, нужны ли Вам точки сохранения, и даже настраивать количество боев, которые Вам придется вести. Qud также не придерживается традиционных правил roguelike – непрозрачного, раздражающего пользовательского интерфейса и заумной, полностью управляемой с клавиатуры схемы управления – она даже очень хорошо играется на мобильных ПК, таких как Steam Deck.
Вы создаете своего персонажа из множества архетипов, описывающих обычных людей или гораздо более многочисленных мутантов, населяющих Куд. Затем Вы строите персонажа в относительно свободной манере, выбирая новые навыки, улучшая свои способности и собирая снаряжение для головокружительного и захватывающего набора возможностей. После этого Вы отправляетесь в путешествие по Куду из своей стартовой деревни в настоящей ролевой песочнице, выбирая, следовать или не следовать многочисленным заданиям и причудливым отвлекающим факторам, которые могут Вам встретиться. Многое из этого будет включать в себя осторожное проникновение в руины древней цивилизации Пожирателей Земли, сражение со странными и смертоносными существами, которых Вы там найдете, и расхищение их сокровищ.
В каждом игровом процессе используется одна и та же карта мира, но почти все локации рандомизируются в соответствии со сложной системой сгенерированных историй, описывающих султанов, правивших Кудом в прошлые века. То, что они делали тогда, влияет на то, что Вы находите сейчас, куда Вы отправляетесь и что Вы можете ожидать там найти – и эта сгенерированная история интегрируется в фиксированные цели главного сюжетного квеста умными и тонкими способами, которые в противном случае Вы могли бы подумать, что за ними стоит рука дизайнера. Хотя Вам может потребоваться сотня часов, чтобы по-настоящему освоить Qud, опытный игрок сможет пройти основную историю за 15 часов.
Слой qake
Мир далекого будущего Qud – это старый жанр (вспомните Дюну) с его собственными тропами, такими как влияние древних ближневосточных культур и мифологии, но он настолько мало используется в видеоиграх, что сеттинг кажется освежающим. Шпили полностью разрушенного прошлого человечества располагаются под и над Кудом, образуя слоеный пирог подземелий, наполненных предметами цивилизации, которая была так возмутительно развита, что изобрела телепортацию и добывала нейтронно-дегенеративную материю в сердце мертвых звезд. Цивилизация Пожирателей когда-то была настолько развитой, что ее падение было столь же впечатляющим, как и взлет, в результате чего Куд превратился в огромные руины, отрезанные от Вселенной и пораженные ужасной чумой – например, пресная вода настолько ценна, что драм воды является единственной настоящей валютой на Куде.
Чистокровные “нормальные” люди стали одним из множества различных видов-преемников, а древняя генная инженерия в сочетании с явлениями, изменяющими реальность, вызвала прилив странных существ в этот мир – например, множество говорящих растений едва ли покажутся Вам интересными по сравнению с миногой-близнецом, которая существует в странном квантовом состоянии, когда ее тело погибает только при одновременном убийстве. Qud – это мир, в котором Вы начинаете сражаться с людьми-гиенами на болоте с бронзовым кинжалом, а заканчиваете в цетахромовых доспехах, сделанных из забытой материи с самого начала существования вселенной, сражаясь с мечами и космическими ужасами, владея собственным оружием, которое стреляет лучом субатомных частиц, способным пронзить насквозь любую вещь на экране, будь то друг или враг.
Богатое повествование
Главный квест отправляет Вас в путешествие, хорошо подходящее для пит-стопов, с такими странными персонажами, как глухонемой медведь-альбинос и дикобраз-оружейник, а также очень грубый говорящий гриб, который Вы должны взять с собой, позволив ему вырасти на Вашей коже. Игра также остается разнообразной: Вы будете исследовать древние руины в поисках утраченных технологий, да, но также будете вести дипломатию между фракциями, заводить друзей, разгадывать загадки и распутывать сгенерированную историю. Все это написано такой цветистой и богатой прозой, что она выходит за пределы фиолетового цвета и оказывается в одном месте с чем-то вроде “Приключений Алисы в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла, совершенно не боясь разграбить глубины английского языка в поисках нужных слов, а затем изобрести свои собственные слова, когда те уже не подходят. Я мог бы заполнить этот обзор фразами, вырезанными из описаний товаров. (“Это большой кусок скалы, более древний, чем любая идея”, – гласит описание валуна. “Его покрытое панцирем туловище перевернуто и прорастает букетом сморщенных ножек”, – говорят мне о трупе гигантского краба.)
Мир, сценарий и сюжет так привлекательны отчасти потому, что Qud опирается на разнообразные источники, а не только на другие видеоигры и очевидные, обязательные для задротов материалы поп-культуры. Его культурные границы простираются далеко за пределы многих игр. Нечасто мы получаем удовольствие от видеоигры, созданной под влиянием “Дюны”, “Книги нового солнца” или Gamma World, которая также свободно цитирует лорда Байрона и А.Э. Хаусмана, делая при этом подробные аллюзии на еврейскую Библию.
Стань странным
Мир Кьюда работает на основе физического симулятора, который позволяет Вам бурить стены отбойным молотком, плавить скалы в лаву или распылять облака едкого газа, смещающегося под действием ветра.
Черты характера и предыстория Вашего персонажа будут такими же богатыми, как и мир. Вы можете играть Истинным родственником, одним из последних немутировавших остатков старого человечества, достаточно близким к своей биологии и геному, чтобы технологии, роботы, кибернетические имплантаты и чудодейственные лекарства Пожирателей все еще распознавали и работали на Вас, улучшая себя киберпрограммами вроде сверхбольших рук и огнестрельного оружия, позволяющего использовать четыре двуручных пистолета-чаингана одновременно. Вместо этого Вы можете быть мутантом с клювом, крыльями, ночным зрением и когтями, чьи мутации становятся все мощнее, так что могут пробивать сталь. Ваш мутант может обладать экстрасенсорными способностями, такими как криокинез, телепатия и дезинтеграция. Вы даже можете играть за чисто физическую химеру, у которой вырастают двенадцать рук, или за чисто психического эспера, который становится настолько могущественным, что его Мерцание привлекает внепространственных охотников и хищников из-за пределов нашей вселенной.
Не только разнообразие делает Qud такой увлекательной, но и глубина моделирования мира, который Вы исследуете. Если не считать значения Вашего здоровья или редкого расчета урона, который может исчисляться сотнями, Вам редко приходится иметь дело с числами больше 30, когда Вы рассматриваете статистику и атрибуты. Но мир Qud работает на основе физического симулятора, который позволяет Вам пробивать стены отбойным молотком, плавить камень в лаву или разбрасывать облака едкого газа, которые смещаются на ветру. У всех персонажей, которых Вы встречаете, есть своя фракция, базовая позиция и верность ей, которая проявляется самым уморительным образом: Вас могут любить обезьяны, заставляя мохнатых белых монстров, которые бродят по каньонам, вставать на Вашу защиту, или ненавидеть насекомые, заставляя обычно прохладных гигантских стрекоз мстительно преследовать Вас. Манипулирование отношением других фракций к Вам – ключ к получению удовольствия от игры Qud, заставляя Вас заключать союзы с такими группами, как поклоняющиеся машинам Механимисты, или становиться самозваным защитником жителей случайно сгенерированного города. Я защищал один из них ценой своей жизни, потому что мне казалось уморительным, что его мэр – говорящая свинья, которую ненавидят другие свиньи за то, что она “оскверняет их святыни”.
Оставайтесь странными
Случайная генерация, конечно, может сделать или сломать такую игру, как Qud. Иногда она выступает против Вас самым уморительным образом, иногда просто разочаровывает, когда Вы погружаетесь в глубокий пласт, молясь, чтобы в следующем сундуке оказалось какое-нибудь обновление – пожалуйста, любое обновление – для Вашего оружия или брони. Иногда он помогает Вам, выплевывая уникальные реликвии, которые словно специально созданы для того персонажа, которым Вы хотели играть – как рыцарь, владеющий мечом, я однажды нашел щит, способный отражать вражеские лазеры обратно.
Ваша толерантность к неприятным сюрпризам, заканчивающим прохождение (или сохранение-загрузку), должна быть довольно высокой, поскольку Вы впервые узнаете, какой робот вооружен ракетными стойками, как убить миногу-близнеца и как при виде библейски точного ангела нужно просто убегать. Вы можете заразиться или потерять конечность, но для того, чтобы получить удовольствие, эти проблемы должны быть интересными для решения или ситуации для использования, частью общей истории, а не разочарованием. Самое интересное в Qud – это обучение: читайте текст с подсказками, выясняйте, с каким из случайно сгенерированных именных существ стоит подружиться, и носите с собой множество инструментов для разных ситуаций. Например, всегда держите под рукой ЭМИ-гранату, чтобы справиться со своенравными роботами. Вы должны быть готовы к попыткам и неудачам, а также к тому, чтобы понять, когда лучше убежать, закрепить свои успехи и повторить попытку завтра. Каждое испытание в Qud не было создано вручную, чтобы его победить. Совсем наоборот, на самом деле.
Это не удивит поклонников традиционных roguelike с их глубокими деталями, запутанными системами и удивительными случайными событиями. Для других это будет неприятно поначалу. Caves of Qud имеет, вероятно, самый лучший, самый современный интерфейс и управление в играх подобного рода, но все же иногда это разочаровывает, когда Вы пытаетесь разгадать, что именно произошло в последнем боевом раунде, из-за чего Вы погибли. Для тех, кто раньше не играл в подобные игры, просто сам процесс обучения управлению и маневрированию Вашего персонажа будет разочаровывающим. Несмотря на это, я не могу не рекомендовать Caves of Qud за ее инновации в механике и повествовании, какой бы анахроничной она ни казалась.
Кроме того, что самое главное? Вы можете легко модифицировать эту игру.