Контент-предупреждение за обсуждение смерти и потери ребенка.
За 22 года, прошедшие с момента дебюта Shenmue, я играл в эту игру 23 раза. Двадцать три раза я проживал жизнь главного героя Рё Хадзуки, видел смерть его отца и ориентировался в его мире и переживаниях. Каждый раз я узнавал что-то новое об игре, людях, которые ее создали, или что-то новое о себе.
Прохождение 23 было самым острым из всех. Я видел, замечал и чувствовал то, чего не видел ни в одной другой игре, и это дало мне новую оценку Ю Судзуки и команде разработчиков Sega AM2.
Прежде всего, Shenmue — это видеоигра о том, как реальный человек в реальном мире, населенном другими реальными людьми, переживает смерть любимого человека и последующее одиночество.

Осенью 2020 года мы с женой потеряли ребенка. Его звали Генри, и он умер, не успев сделать первый вздох. В этом не было ничьей вины; просто невезение или какое-то необнаружимое состояние. Никто не знает. Но моего сына не было, и его смерть стала разрушительной для меня и моей жены.
Столкновение со смертью такого молодого и невинного человека дезориентировало меня так, как я никогда не мог предсказать. Я потерял что-то незаменимое и не был готов к тому, что будет дальше.
Я проводил каждый час каждого дня, думая о Генри и смерти. Я думал о том, что потерял. Я спроецировала свое беспокойство в будущее и на двух своих дочерей четырех и шести лет. Масляный кулак сжал мое сердце. Что, если случился еще один необъяснимый поворот судьбы? Что, если что-то случится и с моими девочками? Тогда мы были в разгаре пандемии, и было невозможно прожить и дня, не думая о смерти.
Со зловещей тонкостью горе и тревога переросли в депрессию. Безжалостная печаль охватила меня, пока я изо всех сил пытался понять эти новые чувства и действовать, несмотря на них. Впервые в жизни у меня случилась паническая атака.
Я достиг дна. Я нашла психиатра. За месяцы работы я пришел к пониманию и разрыву порочного круга катастрофизации — разрушительного явления, при котором те, кто пережил травму, одержимо сосредотачиваются на своих худших страхах и верят, что эти страхи неизбежно сбудутся.
Я оказался в лучшем месте. Теперь я чувствую себя здоровым, и хотя я все еще думаю о Генри каждый день, я больше не думаю о нем так болезненно и не боюсь постоянно немыслимого.
Именно через призму этого опыта я рассматривал свое последнее прохождение Shenmue.
Shenmue открывается захватывающим кинематографическим роликом. Главный герой Ре Хадзуки беспомощно становится свидетелем убийства своего отца Ивао загадочным человеком в китайской мантии. Прежде чем умереть на руках Ре, Ивао дает сыну последний отцовский совет.
«Держите друзей, тех, кого вы любите, рядом с собой».
Ивао умирает, а Ре остается со своим горем.
Отсюда игрок берет на себя управление. Shenmue — это игра-песочница, ранний симулятор жизни в открытом мире. Как и во всех симуляторах хорошей жизни, игрок выбирает, как ему жить. Мы можем играть в игру и игнорировать тему – неуправляемое горе поглотит нас – или мы можем обратить внимание.
Вначале мы встречаем молодую девушку по имени Мегуми в местном храме, которая заботливо ухаживает за раненым котенком. Котенок похож на Ре; те же люди, которые убили отца Ре, сделали его сиротой. Когда они выезжали из дома Ре, их машина сбила мать котенка. Котенок также является символом горя Ре.

Игрок может решить, помочь маленькой девочке вылечить котенка или нет. Это решение и его последствия никогда не представлены в явном виде. Но если мы поможем, мы увидим интересное развитие персонажей.
Ре и Мегуми подружились. Котенок становится сильнее. Нозоми, потенциальная подруга Ре, также появляется и помогает котенку; в эти моменты мы узнаем больше об отношениях Ре и Нозоми. Если мы продолжим уделять внимание здоровью кошки, то ближе к концу игры мы сможем обнаружить, что она полностью выздоровела. К счастью, семья Мегуми усыновляет ее. Котёнок обрел новую семью и новое счастье.
За 22 года, прошедшие с момента выхода Shenmue, множество людей прокомментировали предполагаемую абсурдность того, что Ре останавливался хотя бы на мгновение, чтобы погладить кошку, купить капсульные игрушки или поиграть в видеоигры в местном игровом автомате в середине своего стремления отомстить. его отец.
Но это неправильно.
Что-то происходит, когда мы дрейфуем в море горя. Мы пропитаны этим. Наша жизнь пропитана им, и ничто не остается незатронутым им. Когда я потерял сына, я обнаружил, что хватаюсь за все, что дает хоть малейшую плавучесть.
Я посадил иву, а моя жена и дочери нарисовали имя моего потерянного сына на камне, который мы поставили у его ствола. Я осторожно потер между большим и указательным пальцами листья ивы. Я чувствовал запах цветов, и мне было больно думать о боли моей жены. Я провел дни, возделывая окружающий сад. Я сидел там на скамейке и часами смотрел. Я держал холодный камень с именем Генри и плакал, когда никто не смотрел.
Однажды я вспомнил игры для Game Boy, которые любил в детстве: Kirby’s Dream Land, Link’s Awakening, Donkey Kong Land и многие другие. Я купил их все на eBay. Я собрал коллекцию отвлекающих безделушек – моих собственных игрушек-капсул.
Я писал эссе. Я научился паять и починить сломанного Virtual Boy. Я стал одержим идеей сделать траву на моем газоне зеленее и здоровее, чем в прошлом году. Я придумал новые хобби и через несколько недель отказался от них в поисках других. Я притворился, что все в порядке; со стороны все должно было так выглядеть.
Но каждое утро я боролся с приступами паники, и каждый день плакал и никому ничего не рассказывал.
Множество развлечений Шенмуэ не умаляют важности горя Ре. Это вещи, которые случаются, когда человек теряется в горе.
Думаю, создатели Shenmue это поняли. В конце концов, в саундтреке к Shenmue есть песни с пронзительными названиями «Грусть, которую я несу на своих плечах» и «Ежедневная агония».
Другая критика часто высмеивает неестественные диалоги NPC в игре. И хотя отчасти это просто плохая игра, есть также прекрасный реализм в том, как многие NPC реагируют на смерть Ивао и его живого сына.
Во время одной из сцен по сценарию, которую можно пропустить, двое школьных друзей Ре навещают его дома. Они шутят и смеются, но есть неприятный подтекст. Они хотят вернуть своего друга. Они убеждают Ре снова стать нормальным ребенком. Он отражает их доброту и уверяет, что все в порядке. Они покидают дом Ре немного подавленными.
Позже в игре Нозоми пытается заставить Ре поделиться с ней своими чувствами. Она практически умоляет его сделать это, мягко намекая, что даже малейшее вмешательство приведет к тому, что она с радостью изменит сам ход своей жизни. Она останется в Японии, чтобы быть с ним и помогать ему, а не следовать своему плану поступить в колледж в Канаде.
Но он не тянется. Его горе мешает этому.

NPC Shenmue действуют как настоящие люди. Они обеспокоены, грустны и чувствуют себя некомфортно. Они не знают, что сказать, и хотят, чтобы все вернулось на круги своя. И Ре ведет себя как настоящий человек. Он замкнутый, грустный и одинокий, даже среди друзей. Он молча борется, несет бремя и наблюдает, парализованный горем, как его друзья и люди, которых он любит, исчезают вдалеке.
Ивао Хадзуки умер, надеясь, что Ре сохранит своих друзей и тех, кого он любит, рядом с собой. Вместо этого, поскольку он не может справиться со своим горем, Ре проводит всю игру, невольно отталкивая всех.
Все это происходит в Shenmue так же, как и в жизни. Это произошло, когда мы с женой потеряли ребенка.
Когда кто-то умирает, люди не знают, что сказать. Некоторые друзья и знакомые вообще избегают этой темы. Некоторые выражают соболезнования, а затем настаивают на том, чтобы как можно скорее вернуться к нормальной жизни. Некоторые создают приторное театральное сочувствие, а другие искренне стараются сделать все возможное, чтобы помочь.
Каждый из этих благонамеренных ответов одинаково резок. Ничто из того, что кто-то сказал, не могло ничего изменить. Ответа не было. Ничто не могло возместить утрату. Это смерть. Это навсегда. И те, кто страдает, часто делают это, как и мы, как Ре, с обнадеживающей улыбкой.
Что примечательно в Shenmue, особенно если вспомнить, что игра дебютировала в 2000 году, когда очень немногие игры подходили к серьезным темам с осторожностью и вниманием, так это то, как игра ловко со всем этим справляется. Редкая легкость прикосновений. Кажется, настолько лёгким, что за 22 прохождения можно пропустить смысл игры.
Ре — ребенок, которому больно. У него нет реальной власти. Он не может исправить то, что произошло, и не может добиться того, что, по его мнению, исцелит его. Он никогда не чувствует себя лучше. Победы нет. К концу Shenmue все пошло не так. Сам того не зная, горе Ре разрушило все хорошее в его жизни.
Его планы поступить в колледж были отброшены из-за непродуманной мести. Он потерял девушку, которая его полностью любила. Его друзья от него отказались. Они с болью попрощались и пошли своей дорогой. Хотя все эти люди глубоко заботятся о Ре, он оттолкнул их так далеко, что они теперь вне досягаемости. Он заканчивает игру в полном одиночестве.
Это решение — еще один трагический способ, которым Shenmue может отразить реальную жизнь.
Сюжет Shenmue развивается в сиквелах игры, но история остается незавершенной. Я не знаю, что происходит с Ре. Я не знаю, осознает ли он свои ошибки и прислушивается к предсмертным словам отца, или же он глубже погружается в одиночество своей утраты и горя.
Но, возможно, вполне уместно, что сериал еще не завершился, что история еще не окончена. Смерть и горе не имеют конца для тех из нас, кто потерял кого-то, кого мы любим. Удовлетворительного заключения нет. Ничего не остается, как смириться с горем и идти дальше.
Но если мы умны, мы помним жизненно важный урок, который забывает Ре: держать тех, кого мы любим, рядом с нами.
Эта статья была первоначально опубликована в Информер игр выпуск 355.