В условиях современного экономического кризиса для каждого предприятия особенно важным аспектом эффективного управления, для обеспечения стабильности и дальнейшего развития, является изучение спроса на товары.
Бесспорно, это касается и сферы бытового обслуживания населения, поскольку бытовые услуги предоставляются индивидуально и только на заказ конкретного потребителя, то есть только после того, как на определенную бытовую услугу заявлено спрос. Особенно это заметно в отрасли парикмахерских услуг. Аналитики для изучения этого сегмента используют не только показатели количества посетителей, а и объемы закупок расходных материалов, к примеру http://wmarket.com.ua/parikmaherskie-instrumenty/britvy/opasnye/.
Неравномерность развития сети предприятий бытового обслуживания и значительные различия темпов изменения их количества по отдельным регионам Украины свидетельствуют о разнице в стратегических приоритетах местных органов исполнительной власти, создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания вышеупомянутых регионов и отсутствие заинтересованности в других.
Анализируя деятельность предприятий бытового обслуживания, мы установили, что объемы реализации услуг предприятий бытового обслуживания демонстрируют ежегодно тенденцию к росту, хотя количество предприятий, которые предоставляют эти услуги, и численность работников на них имеют тенденцию к снижение.
Результаты исследований свидетельствуют, что в течение 2006-2015 гг., объем реализации предприятиями ремонтных услуг в действующих ценах имеет тенденцию в основном к росту 69,6%, кроме периода с 2009 по 2010 – прослеживается снижение на 12,1%; объем реализации индивидуальных услуг в действующих ценах имеет также тенденцию к росту: 75,1%; объем реализации индивидуальных услуг населению имеет динамику: в действующих ценах происходит рост на 49,7%; объем реализации ремонтных услуг населению также подобную динамику: в действующих ценах происходит рост на 61,5%.
Обработка результатов позволило выявить факторы, негативно влияющие на работу предприятий бытового обслуживания, на примере автосервиса и предприятий, предоставляют индивидуальные услуги: высокая цена на услуги, трудности с оплатой услуг предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности за низкого уровня доходов местных жителей; территориальная недоступность предприятий бытового обслуживания, недостаточное развитие инфраструктуры социально-необходимых видов услуг предприятий бытового обслуживания в сельской местности и другие.
Оценивая спрос, нужно определить и исследовать общие факторы, влияющие на формирование спроса на все бытовые услуги. К общим факторам, по классификации отечественных специалистов, можно отнести следующие: уровень качества предоставляемых услуг, цена на бытовые услуги, социальное положение населения, индивидуальный подход потребителя, уровень обслуживания потребителей и др.