Airbus планирует обновить программное обеспечение своего самолета A330 после инцидента в 2020 году, когда все три основных бортовых компьютера вышли из строя во время посадки.
В результате были потеряны реверсоры тяги и системы автоматического торможения, и пилотам пришлось использовать ручное торможение, чтобы остановить самолет China Airlines A330-302 всего за 30 футов до конца взлетно-посадочной полосы. Инцидент произошел в аэропорту Тайбэя Суншань 14 июня 2020 года.
Рейс CI202 из Шанхая с 87 пассажирами и девятью членами кабинного экипажа прошел без происшествий. Однако приземление было совсем не таким.
Заключительный отчет [PDF] опубликовано Тайваньским советом по безопасности на транспорте (TTSB) и опубликовано в The Aviation Herald, где подробно описывается инцидент по мере его развития.
Когда самолет приблизился, в аэропорту шел дождь, поэтому взлетно-посадочная полоса была влажной (хотя все еще в пределах границ). Капитан отключил автопилот на высоте примерно 773 футов и продолжил заход на посадку. A330 приземлился на расстоянии 1500–2000 футов от порога взлетно-посадочной полосы, а затем, судя по отчету, все пошло в ад.
Через три секунды после приземления была зафиксирована неисправность системы автоматического торможения. Через секунду после этого были зарегистрированы неисправности в основных ЭБУ управления полетом, и интерцепторы были убраны. Обратную тягу применить не удалось, и через несколько секунд капитан позвал первого помощника капитана, чтобы тот помог с ручным торможением. Затем оба пилота полностью затормозили, и самолет в конечном итоге остановился.
«Похоже, пилоты хорошо поработали», – сказал ручной пилот Airbus. . «Вы знаете, что это плохо, когда капитан приказывает FO помочь ему на тормозах, чтобы остановить самолет!»
Что касается причины, в отчете указывается, что три основных компьютера управления полетом (FCPC) вышли из строя почти одновременно. Для работы наземного спойлера требуется один FCPC, для включения автоматического торможения – два, а для реверсоров тяги требуется сигнал разблокировки от FCPC1 или FCPC3.
Согласно отчету: «Основная причина была определена в ненадлежащем срабатывании контроля COM / MON команды руля одновременно в 3 FCPC. Во время переключения закона бокового управления самолетом на боковой закон земли при приземлении, Комбинация высокого асинхронизма каналов COM / MON и входов пилотной педали привела к тому, что разница в порядке руля направления между двумя каналами превысила порог мониторинга ».
Результатом стал отказ FCPC1. Затем управление системой полета было передано последовательно FCPC2 и 3, оба из которых также испытали асинхронность канала COM / MON и вышли из строя.
COM (команда) и MON (монитор) – это стандартный протокол для самолетов Airbus Fly By Wire, при котором сторожевой таймер монитора переключается на другой компьютер (команда), если входные данные о событиях расходятся вне допустимого диапазона. Как сказал наш пилот Airbus: «Обезьяна-палка (или автопилот) дает команду, а умный франко-немецкий компьютер отслеживает правильность ввода».
В этом случае самолет переходил из режима полета в режим земли, когда пилот крутил руль направления (что не особенно необычно, особенно если при посадке есть боковой ветер). Поскольку руль направления отклоняется по-разному в зависимости от закона полета и земли, возник конфликт, и система была отмечена как неисправная. Затем то же самое прошло через второй и третий FCPC.
В Airbus отметили, что это была первая тройная неисправность при приземлении с момента ввода в эксплуатацию самолетов A330 / A340 (а к апрелю 2020 года летные часы семейства с электрическим рулем направления налетали 44,3 млн).
Незамедлительно было принято решение напомнить операторам, что делать в случае такой тройной неисправности. Однако в более долгосрочной перспективе – это усовершенствование программного обеспечения, «направленное на устранение первопричины».
Согласно отчету, модификация Airbus, которая должна появиться в третьем квартале 2022 года для A330-200 и A330-800, в третьем квартале 2023 года для A330-300 и в середине 2024 года для A330-900, будет включать:
- Снижение уровня асинхронности COM / MON для обработки полетной / наземной информации.
- Повышение устойчивости системы контроля команд руля направления COM / MON при переходах с земли на полет и с полета на землю.
- Повышенная надежность унитарного мониторинга во время таких переходов
- Избегайте каскадного эффекта “домино”, который приводит к нескольким неисправностям PRIM.
попросил Airbus дать ответ на отчет, но авиационный гигант пока не дал комментариев.
В мире растущей автоматизации этот инцидент служит напоминанием о важности поддержания в курсе событий человека. ®