Rocky Linux 8.4, который стал общедоступным в начале прошлой недели, привлек 80 000 загрузок в течение 72 часов, но разочарованные пользователи CentOS задаются вопросом, будет ли Rocky, его конкурент AlmaLinux или какая-то другая ОС, правильным следующим шагом.
И Rocky Linux, и AlmaLinux предназначены для двоичной совместимости с Red Hat Enterprise Linux (RHEL), а также являются бесплатным программным обеспечением для тех, кто может обходиться без поддержки Red Hat.
Раньше CentOS Red Hat выполняла эту роль, пока компания не объявила, что в будущем только CentOS Stream будет предварительно просматривать, а не следить за тем, что будет в RHEL.
AlmaLinux, спонсируемый CloudLinux, первым выпустил стабильную версию в конце марта. Rocky Linux, проект, возглавляемый соучредителем CentOS Грегом Курцером, потребовал немного больше времени, чтобы стать общедоступным, возможно, потому, что он был создан с нуля, в то время как ОС CloudLinux на основе CentOS уже существовала.
Еще одним фактором задержки, согласно Rocky Linux FAQ, были усилия, приложенные к управлению. «Если бы нашей единственной целью Rocky Linux было дебрендирование и переупаковка RHEL, мы бы сделали это намного раньше.
Однако нам пришлось бы сделать иначе, так это выяснить, как мы можем сохранить Rocky Linux в руках сообщества. Стратегия гарантирует, что Rocky Linux никогда не постигнет судьба CentOS », – говорится в сообщении.
Решение, которое было предложено, заключалось в создании Rocky Enterprise Software Foundation (RESF) с «уставом сообщества». Согласно часто задаваемым вопросам, «Rocky Linux никогда не будет контролироваться, покупаться или иным образом находиться под влиянием какого-либо одного лица или организации».
Проект AlmaLinux придумал похожее решение, создав AlmaLinux Foundation, в который вошли члены правления, в том числе Игорь Селецкий, генеральный директор CloudLinux, Джесси Эклунд из cPanel и сторонник открытого исходного кода Саймон Фиппс.
Несмотря на то, что проект Rocky Linux появился немного позже, он набирает обороты. В нем сообщается, что «в течение 72 часов после запуска ресурсы Rocky были загружены почти 70 000 раз с нашего зеркала Tier0, обслуживаемого Fastly – не считая количества загрузок с наших зеркал, которых у нас почти 100 – и мы насчитываем примерно 10 000 загрузок. нашего торрент-файла “.
Однако отметим, что из-за зеркал невозможно получить точный общий счет. Еще одним признаком поддержки является то, что Google сделал настроенный Rocky Linux для установки на Google Compute Engine (GCE) и теперь является «основным спонсором» RESF.
AlmaLinux также доступен на GCE, но как «образ, поддерживаемый сообществом», что означает, что он «напрямую не поддерживается Compute Engine». Microsoft «стала партнером RESF» и обеспечит доступность Rocky Linux в Azure.
AlmaLinux также получил хорошие отзывы от первых пользователей. На этой неделе проект выпустил стабильную версию 8.4 для ARM64 с помощью Arm и протестировал AWS на своих экземплярах Graviton VM на базе ARM (для Rocky также доступна сборка ARM).
Точно так же невозможно точно указать количество загрузок AlmaLinux, но в недавнем заявлении для прессы говорилось о «десятках тысяч загрузок с его основного зеркального сайта, а также о неопределенном количестве со 133 других зеркальных сайтов по всему миру».
Довольно сложно выбрать четкую техническую причину, чтобы предпочесть одно другому … теперь у вас есть два дистрибутива, которые продолжаются там, где было одно раньше, но оба полагаются на родителя, который им ничего не должен
Тем не менее, AlmaLinux, похоже, не привлек к себе такого большого сообщества. На момент написания статьи чат-сервер AlmaLinux насчитывал 203 участника в своем общем канале по сравнению с Rocky Linux с 5 536 (оба работают на серверах Mattermost). Есть ощущение, что эти два дистрибутива борются за позиции.
Комментарий (требуется регистрация) на сервере чата AlmaLinux говорит о том, что многие должны думать: «Что мне делать для CentOS сейчас: как относительный сторонний наблюдатель, довольно сложно выбрать четкую техническую причину, чтобы предпочесть одно другому … теперь у вас есть два распределения, которые продолжаются там, где было одно раньше, но оба полагаются на родителя, который им ничего не должен.
И «сообщество», которое было там, таким, какое оно было, теперь расколото. Трудно сказать, кто еще будет здесь пять лет отныне.”
Возможно, осознавая, что принятые сегодня решения об усыновлении могут оставаться в силе надолго, проекты носят рекламный характер. «Мы собираемся запустить рекламу AlmaLinux – на данный момент все спонсируются деньгами CloudLinux», — сказал (требуется регистрация) Селецкий.
На вопрос, зачем проекту FOSS нужна реклама, он ответил: «Если нет пользовательских усыновлений, коммерческие поставщики не поддержат его, и тогда все крутое дерьмо, которое мы будем делать, просто не имеет значения».
Рекламы Rocky Linux также стали появляться от Ctrl IQ, компании, генеральным директором которой является Куртцер, которая называет себя «официальным партнером-основателем по поддержке и обслуживанию Rocky Linux», хотя она также специализируется на HPC (высокопроизводительных вычислениях).
Некоторые явные поклонники AlmaLinux используют другие подходы, например, пользователь Rabiton, который зашел на Reddit, чтобы спросить, настолько ли популярен Rocky Linux в сообществе, как кажется, утверждая, что «Rocky – коммерческая компания … ничто не мешает Грегу продавать» это когда он решит, что у него достаточно “.
Он также назвал себя «марионеткой в носках, и мне не нравится, когда община сводится с ума».
Подвержен ли Rocky Linux этому обвинению? В то время как AlmaLinux OS Foundation является некоммерческой организацией согласно 501 (c) (6), RESF – это общественная благотворительная корпорация, которая является коммерческой компанией, хотя она обязана сосредоточить внимание на положительном социальном воздействии, а не только на интересах его акционеры.
Курцер сказал, что это не противоречит обязательствам перед сообществом. «Я владею RESF, потому что раньше я пошел по пути совместного владения 501 (c) с Caos Foundation (организация, в которой размещалась CentOS), и в течение нескольких лет CentOS манипулировали из некоммерческих организаций», — он сказал.
«Я видел другие объекты 501 (c), созданные в сфере открытого исходного кода, некоторые из них имели лучшие результаты, чем другие.
Я узнал, что просто быть некоммерческой организацией – это не волшебная пилюля для честности и порядочности. Поэтому мы решили пойти с PBC (Корпорация общественного блага) и четко заявить, что нами движет не прибыль, а общественное благо ».
Он добавил: «Должен ли я быть единственным владельцем RESF? Нет, и в какой-то момент мы вернемся к этому, а также станем некоммерческой организацией. Как долго Линус Торвальдс контролировал и« владел »Linux? остановить вас и других от его использования? Нет. ”
Корпоративная структура имеет меньшее значение в открытом исходном коде, чем где-либо еще, потому что вы можете поднимать и менять, способность разветвляться
Чтобы добиться успеха в долгосрочной перспективе, проекты с открытым исходным кодом должны иметь как достаточное сообщество вокруг себя, так и соответствующий уровень спонсорства и финансовой поддержки;
Есть много путей к этой цели и нет единственного наилучшего способа ее достижения. Аманда Брок, генеральный директор Open UK, группы сторонников открытого исходного кода, сказала: «В открытом исходном коде мыслительный процесс заключается в том, что сообщество имеет контроль, потому что оно может поднять код и форк … корпоративная структура имеет меньшее значение в открытом исходном коде, чем в любом другом месте, потому что вы можете поднимать и сдвигать возможность форка”.
Это точный путь, который привел к появлению как Rocky Linux, так и AlmaLinux. Когда CentOS пошла по пути, который не нравился многим из ее сообщества, лицензирование RHEL с открытым исходным кодом позволило этим другим проектам сформироваться и добиться успеха.
Технически эти дистрибутивы очень похожи, и переключаться между ними легко, поскольку оба бинарно совместимы с RHEL.
Как сказал один из пользователей Rocky на Reddit в ответ на идею о том, что Rocky Linux может быть приобретен: “Может быть, так и будет, и я перейду на следующий форк. Если он будет жить так же долго, как CentOS, у меня будет около 20 лет.”