Закон о цифровых рынках Европы, который вступит в силу в следующем году, потребует, чтобы компании, назначенные в качестве посредников, предоставляли пользователям наиболее популярных операционных систем экраны выбора браузера, на которых им предлагается выбрать браузер по умолчанию.
Среди назначенных привратников – Алфавит (Google), Amazon, Apple, ByteDance, Meta и Microsoft – выбор браузера актуален для iOS от Apple, GoogleAndroid и операционные системы Microsoft Windows.
Mozilla, производитель браузера Firefox, в четверг опубликовал отчет [PDF] утверждая, что для того, чтобы экраны выбора браузера предоставляли действительный выбор, а не манипулируемый выбор, содержание и дизайн экранных интерфейсов выбора должны быть адаптированы для содействия конкуренции, а не конкретному поставщику.
«По сути, это исследование показывает, что детали дизайна выбора браузера имеют абсолютно решающее значение», — заявила Mozilla в своем блоге. «Операционные системы обладают способностью и стимулом подталкивать людей к использованию их собственных продуктов — в этом нет ничего нового. Мы обнаружили, что даже небольшие изменения могут повлиять на эффективность средств выбора браузера».
По сути, этот отчет является предупреждением о том, что регуляторы конкуренции должны участвовать в мельчайших деталях дизайна веб-сайтов и приложений, чтобы избежать создания поставщиками темных шаблонов, которые направляют пользователей к определенному выбору. Это также перекликается с аргументами, выдвигаемыми в антимонопольном деле США против Google о силе настроек по умолчанию.
Mozilla Research провела опрос 12 000 человек в Германии, Польше и Испании, которые использовали Android или Windows. Организация пришла с пятью выводами:
- Экраны выбора отталкивают людей от существующих браузеров и увеличивают долю независимых браузеров.
- Добавление информации о браузерах уменьшает долю существующих браузеров и повышает удовлетворенность, а порядок представления браузеров существенно влияет на выбор.
- Отображение экрана выбора при первом использовании предустановленного браузера заставляет больше людей выбирать вариант по умолчанию.
- Подавляющее большинство респондентов опроса (98 процентов) предпочитают наличие экрана выбора браузера.
- Экраны выбора браузера повышают удовлетворенность пользователей, не задерживая пользователя существенно.
В этом нет ничего удивительного, но, как отмечается в отчете Mozilla, экраны выбора требовались и раньше, но они были разработаны таким образом, чтобы ничего не менять.
” Google Было показано, что экран выбора браузера в 2019 году оказал незначительное влияние», — говорится в отчете.
Microsoft сделала аналогичное наблюдение в своем письме от 15 апреля 2021 г. [PDF] в Австралийскую комиссию по конкуренции и защите прав потребителей по поводу мнения ИТ-гиганта о выборе экранов.
“[W]Здесь экраны выбора были успешными в прошлом, это было в ситуациях, когда рынки не были резко склонены в пользу доминирующей фирмы и существовали конкуренты, которые уже были в масштабе, преодолели любые сетевые эффекты и имели сильную узнаваемость бренда. “, – сказал руководитель Microsoft, чье имя было отредактировано.
В качестве примера в письме приводятся российские антимонопольные правила, обязывающие Google представить экран выбора на мобильных устройствах для Google Поиск начинается в 2017 году. Яндекс, который уже имел 30-процентную долю поиска на мобильных устройствах и «достаточную узнаваемость бренда среди пользователей, чтобы сделать возможным подход к экрану выбора», в конце 2018 года получил долю рынка в 48 процентов, что соответствует ущерб Google.
Microsoft также отмечает, что экран выбора, который она должна была представить в период с 2009 по 2014 год, совпал со значительной потерей доли рынка Internet Explorer в пользу Chrome, Firefox и Safari.
Напротив, Microsoft указала на экран поиска Android, представленный пользователям в Европе в 2019 году. Google По словам представителя Windows-бизнеса, Search уже занимал 97 процентов рынка мобильных устройств, но его доминирование на рынке и узнаваемость бренда остались более или менее такими же два года спустя.
Как и Mozilla, Microsoft признала, что одного лишь выбора недостаточно, чтобы изменить динамику рынка, когда есть доминирующий игрок. Microsoft также предложила список ключевых моментов дизайна, которые следует учитывать при выборе экранов браузера.
Когда в следующем году в Европе появятся экраны выбора браузера, веб-дизайнеры будут в авангарде конкурентной политики. ®