
Известно, что у древних майя была своя версия игры с мячом, в которую играли резиновым мячом на каменных площадках. Подобные игры служили не только спортивными, но и религиозными мероприятиями, часто сопровождавшимися ритуальными жертвоприношениями. Согласно новой статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, археологи теперь нашли доказательства того, что майя, возможно, благословляли недавно построенные площадки для игры в мяч в ритуалах с использованием растений с галлюциногенными свойствами.
«Когда они возводили новое здание, они просили доброй воли богов защитить населяющих его людей», — рассказал соавтор Дэвид Ленц из Университета Цинциннати. «Некоторые люди называют это одухотворяющим ритуалом, призванным получить благословение и умилостивить богов». Ленц и его команда ранее использовали генетический анализ и анализ пыльцы диких и культурных растений, найденных в древнем городе майя Якснока на территории нынешнего полуострова Юкатан в Мексике, обнаружив доказательства устойчивого сельского и лесного хозяйства, охватывающего тысячелетия.
Как мы уже сообщали ранее, существует множество свидетельств того, что люди во многих культурах на протяжении всей истории использовали различные галлюциногенные вещества в религиозных церемониях или шаманских ритуалах. Сюда входят не только древний Египет, но и древнегреческая, ведическая, майя, инков и ацтекские культуры. Народ урарина, живущий в перуанском бассейне Амазонки, до сих пор использует в своих ритуалах психоактивный напиток под названием аяуаска, и известно, что жители Запада, ищущие свой собственный вид просветления, также принимают в нем участие.
В прошлом году археологи обнаружили, что на древнеегипетской вазе в форме божества Беса обнаружены следы химических растительных соединений, которые, как известно, вызывают галлюцинации. Конкретно идентифицировали сирийскую руту(Пеганум гармала), семена которого, как известно, обладают галлюциногенными свойствами, которые, по мнению авторов, могут вызывать сновидческие видения благодаря производству алкалоидов гармина и гармалина. Были также следы голубой кувшинки (Нимфея голубая), который содержит психоактивный алкалоид, действующий как успокаивающее средство; это одно из нескольких растений-кандидатов, которые, по мнению ученых, могут быть плодом лотоса, описанного в поэме Гомера. Одиссея. Члены культа Беса, возможно, употребляли специальный коктейль, содержащий соединения, вызывающие измененные состояния сознания.
А в 2022 году археологи обнаружили доказательства того, что древние перуанцы добавляли галлюциногены в пиво, которое подавали на их пирах. В ходе раскопок на отдаленном аванпосте Вари под названием Килькапампа были обнаружены семена дерева вилка, которые можно использовать для производства сильнодействующего галлюциногенного препарата. Семена, кора и другие части дерева содержат ДМТ, известное психоделическое вещество, которое также содержится в наварах аяуаски амазонских племен. Однако основным активным ингредиентом является буфотенин. В исторических источниках также есть свидетельства того, что сок или чай, полученные из семян вилки, иногда добавляли в чичу, ферментированный напиток, приготовленный из кукурузы или плодов дерева молле, произрастающего в Перу.
Известно, что жители соседнего штата Тиуанако смешивали такие галлюциногены с алкоголем, особенно с кукурузным пивом. Однако Вари, вероятно, использовали эти вещества для создания политических союзов и расширения своей империи. Возможно, Вари совершили еще один большой финальный выброс, прежде чем это место было заброшено. Империя Вари просуществовала примерно с 500 г. по 1100 г. н.э. в центральных высокогорьях Перу.
Это последнее исследование основано на образцах почвы, взятых во время раскопок с 2016 по 2022 год в Яксноке, примерно в девяти милях к северу от границы с Гватемалой, в частности, с каменной и глиняной площадки для игры в мяч, соединенной дамбой с близлежащим церемониальным комплексом. Около 300 таких площадок для игры в мяч было найдено в высокогорьях Гватемалы и Чьяпаса, большинство из которых относятся к постклассическому периоду.