Новое исследование показало, что собаки формируют «мультимодельный мысленный образ» своих игрушек.
Некоторые породы собак, такие как бордер-колли, могут запоминать словесные названия своих любимых игрушек, но что происходит в уме собаки, когда ей говорят принести данную игрушку? Согласно недавней статье, опубликованной в журнале Animal Cognition, эти собаки запоминают ключевые сенсорные характеристики своих игрушек, в частности то, как они выглядят и как пахнут, и вспоминают эти особенности при поиске названной игрушки.
«Если мы сможем понять, какие чувства используют собаки при поиске игрушки, это может показать, как они думают об этом», — сказал соавтор Шани Дрор, биолог из Университета Этвоса Лоранда в Будапеште, Венгрия. «Когда собаки используют обоняние или зрение при поиске игрушки, это указывает на то, что они знают, как эта игрушка пахнет или выглядит».
Предыдущие исследования показали, что собаки обычно полагаются на зрение или комбинацию зрения и обоняния, чтобы определить местонахождение целевых объектов. Немногие собаки могут также идентифицировать объекты на основе словесных ярлыков, которые авторы называют собаками с «одаренными способностями к изучению слов» (GWL). «Как и люди, собаки GWL не только распознают помеченные объекты — или категории объектов — как стимулы, с которыми они уже сталкивались, но также идентифицируют их среди других объектов с похожими названиями, основываясь на их словесных метках», — пишут авторы. Они хотели выяснить, обладают ли собаки GWL повышенной способностью различать и/или распознавать объекты по сравнению с обычными собаками.
Чтобы выяснить это, они провели два отдельных эксперимента. В первом участвовали 14 собак, три из которых были собаками GWL (все бордер-колли): Max, Гайя и Налани. Все трое участвовали в предыдущих исследованиях и продемонстрировали, что знают названия более 20 игрушек для собак. Большинство собак были протестированы в лаборатории; трое были протестированы в своих домах с использованием одной и той же экспериментальной установки. Экспериментатор и хозяин собаки стояли с собакой в одной комнате. В соседней комнате были игрушки для собак. Комнаты были соединены коридором и разделены тяжелыми портьерами. Все окна были закрыты темными нейлоновыми простынями.

Купер Фото
Со всеми собаками использовались одни и те же 10 незнакомых собачьих игрушек, причем игрушки были разных форм, размеров, цветов и материалов. Экспериментатор случайным образом разделил игрушки на два набора, а затем случайным образом выбрал одну игрушку из каждого набора в качестве целевой игрушки. Остальные четыре игрушки в каждом наборе были «отвлекающими объектами». Затем владелец играл со своей собакой, используя игрушку-мишень, иногда кладя ее вместе с другими игрушками и приказывая собаке достать ее. Когда собака успешно доставала игрушку-мишень, она получала награду.
После этапа дрессировки каждую собаку тестировали как в светлых, так и в темных условиях с выключенным светом в коридоре и в комнате с игрушками. Их попросили 10 раз достать целевую игрушку из числа других четырех игрушек в наборе, которые были случайным образом разбросаны по полу. Игрушки перетасовывались между каждой итерацией. Все записывалось с помощью инфракрасной видеокамеры, и исследователи фиксировали не только выбор и извлечение игрушек, но также поиск и обнюхивание.
Вторая экспериментальная установка и место были такими же, как и первая, но тестировались только три собаки GWL, а также дополнительная собака GWL по кличке Виски. Все четверо знали названия 20 игрушек, использовавшихся в эксперименте и разбросанных по полу в случайном порядке. Это представляло собой более сложный случай распознавания объектов; собаки не могли просто полагаться на знакомство с игрушками, чтобы успешно достать целевую игрушку. Каждый владелец приказывал своей собаке достать определенную игрушку, называя ее. Если собака находила правильную игрушку, ее вознаграждали. Еще раз собак тестировали как в светлых, так и в темных условиях.
Все собаки в первом эксперименте, независимо от того, были ли они собаками GWL или типичными собаками, успешно выбирали целевые игрушки как в светлых, так и в темных условиях, хотя им потребовалось больше времени, чтобы найти игрушки в темноте. Большинство полагалось на визуальные подсказки, хотя собаки обладают превосходным обонянием. Однако собаки чаще и дольше обнюхивали при поиске игрушки в темноте. Собаки GWL во втором эксперименте также могли выбирать названные игрушки по команде их владельцев, с таким же доверием к визуальным подсказкам — как выглядит игрушка — дополненным их обонянием (как пахнет игрушка), особенно в темные условия.
По мнению авторов, это подтверждает, что когда собаки играют с игрушкой, они фиксируют ее особенности с помощью множества органов чувств, создавая «многоэтажный мысленный образ». Они предпочитают полагаться в первую очередь на визуальные сигналы, но собаки могут использовать и другие сенсорные сигналы, особенно запах, когда того требуют условия.
Короче говоря, «собаки спонтанно кодируют различные характеристики объектов, что приводит к построению мультисенсорных мысленных представлений», — заключили авторы. «В случае собак GWL память о мультисенсорном представлении вызывается, когда они слышат словесные обозначения объектов, когда они выполняют сложные задачи распознавания объектов».
DOI: Animal Cognition, 2022. 10.1007/s10071-022-01639-z (О DOI).
Изображение листинга от Cooper Photo