Мемуары Хенка Роджерса “Идеальная игра – Тетрис: From Russia With Love” были опубликованы на этой неделе. В них рассказывается о невероятном путешествии одного человека по игровой индустрии и, в частности, о его участии в игре Tetris. Помимо создателя игры, Алексея Пажитнова, Роджерс, безусловно, является самой важной фигурой в создании игры в том виде, в котором мы ее знаем.
Ключевым партнером Роджерса на раннем этапе стала компания Nintendo, с которой ему посчастливилось быть в хороших отношениях. Роджерс переехал в Японию и был уникален среди иностранных разработчиков того времени тем, что смог наладить отношения с Хироши Ямаучи (во многом благодаря тому, что они оба играли в Го).
Ямаучи – абсолютно центральная фигура в том, почему Nintendo стала той Nintendo, которую мы знаем сейчас. Он возглавил компанию по производству игральных карт в 1949 году и был президентом Nintendo до своей отставки в 2002 году (он также не плохо справился с выбором своего преемника: Сатору Ивата). Ямаучи управлял Nintendo железным кулаком и был известен своими резкими и иногда жестокими методами ведения бизнеса, но он также настаивал на важности инноваций и качества продукции Nintendo.
У Роджерса были деловые отношения с Ямаучи, и ранее он уже доказал президенту Nintendo, что тот держит свое слово. Поэтому, когда у него возникли проблемы с получением заказов на версию Tetris для NES, он попросил помощи и получил одно из великих камео Сигеру Миямото.
“Я отправился навестить мистера Ямаучи, потому что, как я понял, мне нужно было сделать минимальный заказ на 200 000 штук. [of cartridges] , чтобы игра стала хитом”, – рассказывает Роджерс в интервью PCG. “Я пришел к мистеру Ямаучи и сказал: “Мистер Ямаучи, я думаю, что у меня есть одна из величайших игр всех времен”. А мои парни из отдела продаж смогли получить только 40 000 единиц в качестве первоначального заказа. Я не знаю, что делать. Может быть, я делаю что-то не так? Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?”
“А потом мистер Ямаучи вызывает Сигеру Миямото, чтобы узнать, действительно ли игра хороша. И Миямото говорит “да”. И Ямаучи спрашивает: “Откуда ты знаешь?”. А Миямото говорит: “Ну, потому что Ваши секретари и бухгалтеры играют в обеденный перерыв и после работы, а такого раньше никогда не было”.
“И тогда Ямаучи позвонил [Hiroshi] Иманиши. Иманиши был вторым номером, управляющим директором. Ямаучи сказал: “Иманиши, я хочу, чтобы ты поставил на эту игру печать одобрения Nintendo. А еще я хочу, чтобы ты позвонил всем дистрибьюторам и сказал, чтобы они заказали больше”. Я подумал: “Ого, вот это серьезные действия”.
Никто не осмелился бы пойти против указаний Ямаучи. Но Иманиши попросил Роджерса об одолжении. “Иманиши позвонил мне на следующий день и сказал: “Пожалуйста, не заставляйте меня ставить эту печать одобрения, потому что мне придется создать целую команду людей, которая будет только и делать, что проверять, могут ли поступающие игры иметь печать одобрения Nintendo. Но я обзвоню всех дистрибьюторов и закажу еще”. И он так и сделал”.
Забавно, но вскоре Ямаучи понял, насколько хорош был “Тетрис”, и попытался убедить Роджерса заключить сделку, чтобы Nintendo выкупила игру полностью. Роджерс отказался, но затем получил небольшое представление о другой стороне Ямаучи. Это всплыло, когда я упомянул Гунпея Йокои, создателя Game Boy и многих других вещей.
“Я встречался с Гунпеем Йокой несколько раз”, – говорит Роджерс. “И в конце концов мы стали хорошими друзьями, потому что я помог ему запустить Game Boy, а он помог мне запустить Tetris. Так что это было взаимно. Но я немного обиделся, когда Nintendo попыталась придумать игру, способную превзойти Tetris”.
Роджерс имеет в виду игру Dr Mario, которая вышла на NES и Game Boy в 1990 году и была спродюсирована Йокой.
“Это указание, должно быть, появилось потому, что г-н Ямаучи пытался купить у меня Тетрис”, – вспоминает Роджерс. “Я сказал “нет”, типа “хорошо, я обменяю Марио на Тетрис”. То есть как бы через мой труп. И тогда мистер Ямаучи дал инструкции. [to his team], “сделай игру, которая будет так же хороша, как Тетрис” и, знаете, бла-бла-бла. Dr Mario – это своего рода вопиющая попытка сделать еще один Тетрис. И она не так хороша”.
Роджерс подробно описывает некоторые проблемы, которые он видит в Dr Mario, но я бы сказал, что они очевидны для любого, кто играл в обе игры. Dr Mario – вполне приличная игра-головоломка: но Tetris – идеальная игра.
“В общем, я был в бешенстве”, – смеется Роджерс. “И я не могу винить в этом Йокои! То есть, я не знаю, под его ли началом или под другой командой, неважно, но да: это бизнес”.
Когда Вы имеете дело с Хироши Ямаучи, это, безусловно, так. На этой неделе читайте наше интервью с Роджерсом, в котором Вы найдете много интересного о ранних днях создания одной из величайших игр в мире: не в последнюю очередь о том, что оригинальная версия была “игрой на выживание”.