Pasokon Retro это наш регулярный взгляд на ранние годы японских компьютерных игр, охватывающий все – от специализированных компьютеров 80-х годов до счастливых дней Windows XP.
Игры про вождение поездов, особенно на ПК, родине мультимониторных дисплеев и дорогостоящих специализированных контроллеров, обычно очень серьезны и реалистичны. И во многих отношениях игра Densha de Go! 3: Daiya Kaisei ничем не отличается. Это игра для тех, кто искренне размышляет о том, на чем бы он хотел проехать от Тосу до станции Хаката – на поезде серии 787 или на KiHa 72. Игра точно отражает различия в их управлении, весе и даже в звуках, которые они издают, проносясь по трассе.
Каждая новая игра начинается с краткого представления самого поезда, искренне рассказывая о его инверторах и просторных салонах. Эта конкретная версия игры, вышедшая под Windows в 2002 году, демонстрировала необработанный трепет от пересмотренные расписания.
Вау. Великолепно. Наверняка такая вещь заинтересует только того, у кого в шкафу стоит коробка, полная рельсов колеи OO, коллекция крошечных моделей поездов, которые можно запускать по ним, и потрепанный блокнот, заполненный странными цифрами.
Что ж, нет. Уникальность серии Densha de Go! заключается в том, что она берет хобби, которое даже такие ПК-геймеры, как я, считают сверхзанудным, и превращает его в неотразимо сложное аркадное соревнование с высоким давлением против часов.
Выберите маршрут. Любой маршрут. В любое время суток. Поздравляю, теперь у Вас есть 60 секунд – может быть, чуть больше, а может быть, и на порядок меньше, чтобы добраться туда, где Вы никогда не были, на транспортном средстве, которое Вы никогда в жизни не водили. Вы должны соблюдать все ограничения скорости, сигналы (точно такие же, как на японских железных дорогах, а также эта конкретная часть железных дорог Японии), а также законы, связанные с железными дорогами. И цель не в том, чтобы как можно быстрее добраться до следующей остановки, а в том, чтобы доехать до нее. вовремя, а затем остановитесь точно в…именно-в нужном месте на станции.
Каждая ошибка отмечается и наказывается, а Ваш и без того небольшой стартовый запас “буферного” времени иссякает всякий раз, когда Вы ошибаетесь. И Вы будете испортить. 60 км/ч в зоне 45? Штраф. Тормозите слишком резко, заставляя пассажиров шататься? Штраф. Пропустил остановку на 3 жалких метра? Штраф.
Когда у Вас уже не осталось ни секунды, чтобы проиграть, единственный реальный вариант – не ошибиться.
Это настоящее испытание личного мастерства, и каждый, кто проводил свое свободное время, пытаясь избежать “Танца водоплавающей птицы” Малении или пробиваясь на верхние уровни онлайн-рейтинга файтинга, может с этим сравниться. Строгость, присущая более ранним играм Densha de Go!s, подобным этой, в конечном итоге приносит столько же пользы, сколько и страха. Мягко нажимать на тормоза, чтобы удержать поезд ниже предельной скорости на спуске, останавливаться точно в нужное время и, наконец, преодолевать сложные участки пути – все эти навыки приносят удовлетворение, но для их развития требуется практика.
Есть смысл проходить один и тот же маршрут снова и снова, прикладывать усилия: Я знаю, что игра всегда заметит, вплоть до секунды и сантиметра, каждое мое улучшение.
Добираться до этой точки не обязательно должно быть утомительным испытанием на поезде, если я вообще доберусь до нее. Семейный режим – режим по умолчанию – избавляет от всех придирок стандартной игры (которые еще больше усиливаются в дополнительном режиме “Мастер”) и штрафов за время. В нем игроков даже не беспокоят ограничения скорости, хотя знаки все равно остаются на обочине трассы. Даже превышение времени просто переносит маршрут на следующую станцию. Это идеальный способ освоиться с необычным управлением игры, где разгон и торможение осуществляются отдельно и с четко определенными шагами, и привыкнуть к приятной рутине отъезда от станции (дождитесь маленького разрешающего сигнала!) и остановки без того, чтобы все упали из-за того, что я слишком поспешил. Моя железнодорожная карьера не будет разрушена, если я остановлюсь на мучительно медленной остановке прямо у посадочной платформы, опоздав на 20 секунд, чтобы это имело хоть какое-то значение.
Короткий табель в конце каждого сегмента, охватывающий три важные области – торможение, точность остановки и безопасность – продолжает снисходительную тему этого режима. Игра не комментирует мое вождение, но старается преподнести даже самые дилетантские заезды как положительные моменты. Densha de Go! может сказать, что мне нужно улучшить что-то, а не сказать, что я сделал это плохо. Это небольшое изменение, которое имеет большое значение. Конечно, в этот раз у меня не все получилось, но это не значит, что следующий не будет лучше, и, возможно, следующий будет идеальным.
С некоторой практикой становится ясно, что каждый режим поощряет, хотя и по-своему, ориентируясь на детали. Есть способы заработать драгоценные бонусные секунды, даже если Ваше торможение не на высоте, например, вовремя подать сигнал перед въездом в туннель или проехать мимо работника линии. Если Вы прибудете точно в срок, но немного не успеете остановиться, то заработаете маленькую звездочку на схеме маршрута и графику “Хорошо”, размазанную по экрану на уровне глаз – визуальный знак хорошо выполненной работы. Игра может быстро наказывать за ошибки, но она так же быстро и хвалит.
Каким бы ни был режим, через некоторое время опыт превращается в нечто поистине ужасающее – в искреннюю любовь к предмету. Очень легко выбрать любимый поезд и с удовольствием смотреть на извилистые реки и поля, простирающиеся до горизонта (ну, до конца игрового расстояния) с Вашего главного места в виртуальной кабине машиниста. Контрастные городские районы интересны, угловаты и наполнены деталями, тяжелыми строительными работами и обычными автомобилями, ожидающими на переездах, пока Вы проезжаете по ним.
У меня появилось нелепое желание почтительно кивать в сторону других полигональных поездов, когда они проезжали мимо, в знак признания наших общих навыков, и я почти жалею, что не играл в эту игру на 22 года позже, чтобы принять участие в онлайновых таблицах лидеров, хотя я знаю, что либо был бы полностью раздавлен всеми остальными, либо развил нездоровую одержимость 13-летними японскими детьми, набивающими очки.
Многие импортные ретро-игры выглядят очень впечатляюще на скриншотах, но на деле оказываются посредственными RPG и экшенами, как только Вы минуете заманчивые аниме-рисунки и соблазн приобрести нечто “экзотическое” с раскладной картой в огромной коробке. Densha de Go! – полная противоположность. Она выглядит как нечто, во что дипломированный папа играет по часу каждые выходные, пока его забытая кружка чая остывает.
Но игра похожа на мечту хардкорного геймера.