Друзья-фабриканты и любители автоматизации, этот год будет – уже есть – чертовски удачным для жанра строительства фабрик. Я знаю это потому, что мы не только получим Satisfactory 1.0, но и гигантское расширение, удваивающее игру, – Factorio: Space Age. Я знаю это потому, что предвестник этого золотого года фабрик прибыл сегодня в виде раннего доступа для Shapez 2. За то неполное десятилетие, что строительство фабрик превратилось из полубезумной идеи и пограничного Minecraft модов до полноценных симуляторов, мы увидели несколько замечательных игр, но будущее выглядит еще более радужным.
Shapez 2 – отличный пример того, сколько еще идей таится в этом жанре. Она так отличается от двух других известных фабричных игр, вышедших в этом году (она также отличается от Foundry, еще одного варианта, вышедшего четыре месяца назад). Там, где Factorio и Satisfactory используют жанр выживания и идею ограниченных ресурсов в качестве игрового ограничения – то, что должно создавать восхитительное трение и напряжение во время игры, – Shapez вместо этого фокусируется на головоломке, связанной с расположением и соединением станков, из которых состоит Ваша фабрика. Вы можете построить практически столько машин, платформ и столько рабочего пространства, сколько захотите, потому что основное внимание уделяется тому, как формируется продукция Вашей фабрики.
В такой игре, как Factorio, Вы отправляете железную пластину в станок и получаете на выходе железную шестеренку идеальной формы. Все просто. В Shapez Вы вытаскиваете квадрат из земли, но продукт, который Вам нужен, – это полузеленый квадрат, на который сверху уложен полуквадрат. Это означает, что Вам нужно будет заложить станки для каждого этапа процесса: Одна машина разрежет квадраты пополам, другая покрасит примерно треть из них, подавая жидкую краску, третья машина повернет нарезанные половинки в правильную ориентацию для последней серии машин, чтобы затем сложить их в полузеленый квадрат с полуквадратом сверху.
Это очень простой пример того, что может предложить Shapez 2. Для быстрой обработки требуются более сложные цепочки машин, и исходные формы, которые Вы получаете, не всегда так просты, как базовый квадрат. Вы будете резать, разделять, снова резать, рекомбинировать, смешивать цвета, складывать, поднимать с помощью опор, снова складывать и заполнять поднятые секции жидким кристаллом – и некоторые из этих действий должны выполняться по порядку. Кристаллические секции, например, рассыпаются, если их уронить или разрезать в ходе последующего процесса.
Это в основном знакомо тем, кто играл в первую Shapez. В Shapes 2 добавлено третье измерение, а это значит, что Вы можете запускать конвейеры и трубы и размещать машины на трех высотах над полом Вашей фабрики. Вы можете выбирать, с какой стороны заводского сегмента – то, что Shapez называет пространственной платформой – сырье поступает внутрь, а продукция – наружу, а затем соединять платформы в цепочки машин, выполняющих определенную работу.
В других играх про фабрики Вам нужно расставить машины, которые производят продукцию: В Shapez Вы сами разрабатываете внутреннее устройство машин.
Что делает Shapez настолько крутой, помимо этого, так это то, что, разобравшись с процессом так, как Вам действительно нравится, Вы просто скопируете эту платформу целиком и поставите ее на место в будущем, когда Вам понадобится выполнить ту же самую операцию. Это подчеркивает этап размышлений и открытий в процессе автоматизации и сокращает количество времени, которое Вам приходится тратить на решение уже решенной проблемы.
Затем Вы начнете управлять большими межфабричными лентами и вагонами поездов с готовой продукцией или сырьем, чтобы либо доставить их на следующий этап, либо бросить в воронку в центре, куда Вы доставляете готовые заказы. Есть даже очень приятное обновление, позволяющее сбрасывать целые поезда с готовой продукцией прямо в воронку.
Одним из главных занятий игроков Factorio в конце игры является создание мегабазы, часто для того, чтобы достичь какого-то произвольно высокого числа. Это действительно интересное занятие, поскольку Вы управляете балансом масштаба и расширения, но временами оно утомительно, а это значит, что только несколько действительно преданных людей с большим количеством свободного времени могут заняться этим. В Shapez 2 на самых простых уровнях сложности этот опыт строительства мегабаз сведен к тому, что, хотя и не так сложно, Вы сможете переварить за 20-30 часов. Вы получаете удовольствие и волнение от больших, независимых сегментов фабрик, которые объединяют продукцию в огромные объемы для достижения больших целей. Является ли это меньшей версией того же самого кайфа? Возможно, но Вы не потратили 1000 часов, чтобы добраться до него.
Что, в общем-то, не так уж и плохо! Причина, по которой я говорю, что это такой хороший год для фабричных игр, заключается в том, что мы получаем три дико разных опыта. Одна, Shapez 2, рассказывает о чистой логике создания и масштабирования автоматизированных систем. Другая, Satisfactory, рассказывает о том, как заземлиться и бродить по одному месту, которое можно крутить, изменять и лепить, строя большие и лучшие вещи. Третья, Factorio: Space Age, о сложном взаимодействии между давлением ограниченных ресурсов и ограничениями физики.

Watch На
К тому же, я могу провести такое четкое различие с Shapez 2, которая еще даже не вышла в полной версии. 30 с лишним часов удовольствия, которые Вы можете провести с ней в раннем доступе, ощущаются как целая собственная игра, и разработчики ясно дают понять, что они планируют несколько крупных обновлений, добавляющих в нее больше возможностей и больше вещей в течение шести месяцев, как минимум, которые они хотят, чтобы она оставалась в раннем доступе.
Этот жанр взорвался жизнью за последнее десятилетие, но для меня очевидно, что 2024 год запомнится как знаменательный для игр про фабрики и автоматизацию, потому что мы наконец-то, как следует, раскрыли их истинный потенциал.