Все в игре Skald: Против Черного Приората” словно создано для того, чтобы убаюкать меня ложным чувством безопасности. Благодаря удивительно аляповатым визуальным эффектам ретро-РПГ, знакомым классам и опциям персонажа, а также простому пошаговому бою, меня продолжают соблазнять, заставляя думать, что я просто нахожусь в типичном фэнтезийном приключении. Это лишь усиливает тревогу, когда мне напоминают, что это не так.
Игра начинается с очень избитого RPG-тропа: Вы терпите кораблекрушение на острове, где у Вас нет ничего, кроме одежды, и Вам нужно выполнить важное задание (в данном случае – найти друга детства, который таинственно пропал). Но на Идре не все в порядке – остров постигло проклятие, превратившее диких животных в монстров и заразившее людей безумием и чумой. Мне еще предстоит выяснить источник этой тьмы (хотя у меня есть подозрения), но результат очевиден: земля пропитана лавкрафтианским ужасом.
На первый взгляд, ничто из того, с чем я сражаюсь, не кажется таким уж необычным – я не новичок в роли искателя приключений 1-5 уровня, я и раньше сражался с гигантскими крысами, злобными крабами и бандитами. Но здесь все как-то неуловимо не так. Крысы не просто гигантские, они приобретают человекоподобные черты – у меня по коже бегут мурашки, когда я встречаю их извивающуюся, чудовищную королеву и обнаруживаю, что она умеет говорить. Крабы охраняют потайную камеру, где непостижимые эксперименты проводились невероятно далеко в древнем прошлом – я обнаруживаю там нож, которого так боится местный смотритель маяка, что умоляет меня уничтожить его. Бандиты безумны и фанатичны, они убивают и приносят в жертву всех, кого могут найти, но оказывается, что до того, как все это началось, они были обычными рыбаками. Они сошли с ума или всегда были в тайном союзе с темными богами океана?
Там, где обычный вид сверху вниз обнадеживающе прост и непритязателен, моменты обнаружения отмечены внезапными гипердетализированными пиксель-артами – визуальный шок в дополнение к кратким, но ужасающим описаниям. Мне это напомнило другой ретро-откат, блестящую жуткую point-and-click игру The Excavation of Hobb’s Barrow, которая использовала похожий трюк, контрастируя периоды спокойного решения головоломок с внезапными гротескными крупными планами. Но в той игре атмосфера фолк-хоррора всегда присутствовала, держа Вас в постоянном напряжении. Skald же дает Вам достаточно ролевых игр, чтобы Вы могли ненадолго отвлечься. После часа возни с моим деревом талантов, сортировки снаряжения, сбора овощей для приготовления вечерней еды и выполнения простых побочных заданий я почти погружаюсь в ролевую игру на автопилоте. Я не хочу сказать, что это скучно или заурядно, просто я нахожусь в совершенно ином состоянии, чем обычно бывает в играх ужасов, и это позволяет игре продолжать удивлять меня тем, насколько мрачной и странной она готова стать.
Очень важно, чтобы ужас не проникал ни в одну из этих основных механик. Ваши персонажи никогда раньше не видели ничего подобного, и мир, в котором они выросли, был разумным и нормальным – у них есть типичные фэнтезийные классы, они готовят супы и пироги, варят целебные зелья, произносят заклинания с названиями вроде “Баркскин” и “Медвежья сила”. В других подобных играх Вы часто увидите более ужасающий подход к опциям персонажа, возможно, позволяющий Вам начать как Оккультист со своими странными способностями – это задает тон, но здесь есть что-то настолько эффективное, что Вы чувствуете себя как обычная партия D&D, которая совершенно неожиданно наткнулась на кошмар.
Это определенно зацепило меня. Каждое человеческое жертвоприношение, злобный гриб или идол старшего бога, который я обнаруживаю, заставляет меня все больше и больше интриговать, насколько глубока эта кроличья нора – и сколько еще раз Скальд сможет застать меня врасплох. Если Вы тоже не можете не исследовать то, что неизбежно сведет Вас с ума, игра только что стала доступна на Steam сегодня.