Генерация изображений с помощью искусственного интеллекта сейчас на пике популярности, и Вы могли бы подумать, что со всеми этими разговорами об искусственных компьютерах, NPU и Nvidia H100, только ультрасовременное оборудование способно справиться с этой задачей. Однако оказалось, что даже старенький Commodore 64 может принять участие в работе, благодаря некоторым алгоритмам и хорошей дозе старомодной изобретательности.
Пользователь Hackaday Ник Билд (Nick Bild) создал проект, в котором подробно описал, как 42-летняя машина смогла выполнить задачу, традиционно считавшуюся очень аппаратноемкой, благодаря адаптации вероятностного алгоритма PCA, который затем был использован для создания спрайтов 8×8 для ретро-игр.
Первоначальная модель была построена с помощью модифицированного кода Python, после чего была обучена примерно на 100 спрайтах, созданных с помощью пользовательской электронной таблицы на современном ПК. Полученные значения параметров затем были вставлены в скрипт, использующий упрощенную логику для запуска генеративной и рандомизированной частей алгоритма, который, благодаря этому упрощению, можно было преобразовать в BASIC-код для запуска на Commodore 64.
Этот код, запущенный на старенькой машине, создавал уникальные изображения 8×8, которые затем расширялись до 64×64 (4K eat your heart out) и затем выводились на экран. Ник говорит, что на создание 94 итераций ушло около 20 минут, что, учитывая вычислительную мощность машины – 1,023 МГц процессор с 64 КБ оперативной памяти – действительно довольно быстрый результат.
Конечно, результат может быть более чем упрощенным по современным стандартам создания изображений ИИ на основе стабильной диффузии, и большая часть тяжелой работы была выполнена на современной машине, но сам факт того, что маленький Commodore 64 смог участвовать в этом процессе, впечатляет.
Моя любимая часть всего проекта – это список материалов внизу страницы, в котором указан один Commodore 64 и больше ничего. Сами спрайты тоже очаровательны, модели выглядят так, будто их можно было взять прямо из настоящей ретро-игры.
Хотя я сомневаюсь, что Meta или OpenAI в ближайшее время будут вкладывать значительные средства в грузовики относительно древних вычислительных мощностей, как это было с графическими процессорами H100 от Nvidia, это очаровательный проект и отличный пример того, как старое оборудование можно использовать в современных условиях благодаря творческому подходу.
Главный вопрос: делает ли это Commodore 64 компьютером с искусственным интеллектом? Ну, хотя он и не подходит под определение Microsoft – ввиду отсутствия NPU с вычислительной мощностью не менее 45 TOPS – у него есть клавиатура, которая вполне подходит для добавления удобной наклейки Copilot.
Может быть, она и не настоящая, но, учитывая достигнутые здесь результаты, я думаю, что эта маленькая машинка заслуживает ее независимо от этого, или, по крайней мере, золотой звезды за отличную работу.