Еще в январе, в рамках своего полугодового отчета, компания Games Workshop заявила о Warhammer, что “мы владеем, как мы считаем, одной из самых недоиспользуемых интеллектуальных собственностей в мире”. Если отбросить жаргонные выражения, я думаю, что это правда – в мире Warhammer есть странный аспект: он очень широко любим, но основной способ взаимодействия с ним по-прежнему заключается в довольно специфическом, нишевом хобби.
Регулярно я встречаю людей, которым нравится история, художественное оформление и атмосфера Warhammer, но у них просто нет средств на создание армии маленьких пластиковых человечков, и в результате они очень ограничены в том, как они могут взаимодействовать с этим миром. Не зря GW продают так много этих проклятых книг по Ереси Хоруса – это потому, что это один из единственных способов приобщиться к Warhammer, который не предполагает использования кисти.
GW очень хочет, чтобы это изменилось. “Мы намерены обеспечить Warhammer место одного из ведущих фэнтезийных IP во всем мире”, – говорится в том же отчете. Частью этого плана является направление видеоигр Warhammer на более успешный путь – Space Marine 2 принесла им миллионы в прошлом году, и, похоже, что этот процесс уже идет полным ходом. Но более важной и потенциально более значимой частью является перенос Warhammer в кино и на телевидение.
Мы слышали, как Games Workshop (и Генри Кавилл) жестикулировали по поводу кинематографической вселенной Warhammer уже несколько лет, но в конце прошлого года партнерство с Amazon, похоже, наконец-то готово принести свои плоды. Но заставить Warhammer работать на экране будет нелегко, тем более, что от этого зависит так много. Если все сделать правильно, Warhammer может ворваться в мейнстрим как никогда раньше, но если все сделать неправильно, он может стать посмешищем.
Но как сделать вы все правильно поняли? В чем ключ к созданию кинематографической вселенной Warhammer с широким охватом? Ну, у меня, как у фаната франшизы уже более 20 лет, есть несколько идей. Прислушайтесь, Games Workshop и Amazon. Если Вы открыты для предложений.
Держите его маленьким
Это может показаться нелогичным, но почти все фанатские спекуляции, которые я видел вокруг этого проекта, кажутся мне дико завышенными. Если Вы представляете себе полноценный телесериал о Ереси Хоруса с Генри Кавиллом в роли Императора, я думаю, что Вы мыслите слишком масштабно.
Warhammer 40,000 – это вселенная, существующая в абсурдных масштабах, и важно передать это. Но у кино и телевидения живого действия есть свои ограничения, и бюджеты здесь вряд ли будут огромными. Сюжет придется ограничить тем, что можно хорошо представить на экране.
Это означает, что безостановочный парад планетарных войн будет неосуществим. И я сделаю еще один шаг вперед: Я не думаю, что можно сделать Космических Пехотинцев звездами шоу, несмотря на их значительную роль в сеттинге. Каждый момент их присутствия в сцене будет представлять собой отдельную задачу по созданию спецэффектов, и если ресурсов не хватит, то они будут выглядеть неуклюже, а не внушительно.
Как же стать маленьким в самой большой вселенной фантастики?
Главное – рассказать историю, которая разворачивается в основном внутри Империума, а не на поле боя. Несколько масштабных кадров разросшегося CGI-города-улья или колоссального космического корабля могут помочь создать ощущение масштаба в сериале, который затем сможет рассказать большую часть своей истории в относительно простых декорациях с человеческими персонажами.
Еще в 2019 году Games Workshop заявила, что телешоу по Эйзенхорну станет частью этой кинематографической вселенной. Осталось ли это в планах спустя шесть лет, я не знаю, но, похоже, это идеальный кандидат. Трилогия книг “Эйзенхорн” рассказывает об инквизиторе – агенте имперского правосудия, который представляет собой Джеймса Бонда и судью Дредда, – и его команде чудаков, которые расследуют культы и заговоры по всему Империуму.
Оставьте отчаянные сражения между Ультрамаринами и бесконечными ордами Тиранидов видеоиграм, да?
Актерский состав (в основном) человеческий, и здесь много человеческих действий, интриг и тайн – таких, которые могут послужить мясом для потокового шоу, не разоряя банк. Но все это развивается до нескольких ключевых моментов, которые поистине грандиозны по масштабу – сэкономьте бюджет на пару таких моментов в сезон, и вы сможете передать ощущение вселенной Warhammer, не перебарщивая с этим. И, честно говоря, это просто отличные книги.
Аналогичным образом может получиться история, разворачивающаяся в мегаполисе Некромунда, в которой, подобно киберпанковскому Peaky Blinders, будут происходить странные и удивительные войны между бандами. Или же они могли бы использовать город Варангантуа – место действия серии романов Warhammer Crime, в которых рассказываются вдохновленные нуаром детективные истории, использующие антиутопический Империум в качестве фона.
Оставьте отчаянные битвы между Ультрамаринами и бесконечными полчищами Тиранидов видеоиграм, да?
Сделайте это странным… но не слишком странным
От этого никуда не деться – Вархаммер странный. Космические орки-кокни, боевые монахини-доминатрикс и закованные в силовую броню викинги-оборотни – эта марка научно-фантастического фэнтези ближе к обложкам альбомов в стиле хэви-метал и картинам, нарисованным аэрографом на боках фургонов, чем к Звездным Войнам или MCU.
Это непростая задача, и здесь есть много вещей, которые кажутся естественными для давних фанатов, но очень раздражают или даже вызывают недоумение у посторонних. Гораздо менее странные франшизы с трудом оправдывают свои идиосинкразии перед основной аудиторией – в 2016 году фильму Warcraft было так же трудно заставить зрителей принять его гигантские наплечники, как и войну людей и орков в разных измерениях.
С другой стороны, именно эта странность делает Warhammer уникальным. В медиа-ландшафте, изобилующем научно-фантастическими и фэнтезийными объектами, именно все накопленные за 40 лет разработки причуды могут помочь ей выделиться на фоне остальных.
Ключевым моментом, я думаю, является атмосфера. Если Вы сможете найти сильный и последовательный образ и ощущение, люди будут готовы плыть по течению вселенной, которую они еще не совсем понимают. Фильмы о Дюне – идеальный шаблон для этого (и не только потому, что Warhammer 40,000 – это, по сути, гигантский фанфик по Дюне).
В то время, когда нормальные люди ведут серьезные разговоры о Сардаукарах и Навигаторах, все возможно.
Мировоззрение Дюны причудливо и невероятно плотно, но фильмы обладают таким сильным чувством места и таким четким и последовательным тоном, что они притягивают людей независимо от этого. В то время, когда нормальные люди ведут серьезные разговоры о Сардаукарах и Навигаторах, все возможно.
Но, как и в случае с проблемой масштаба, сдержанность будет ключевым фактором. История в стиле Империума даст время на то, чтобы некоторые из более скромных странностей прочно вошли в жизнь – киборги-зомби, космические корабли с соборами, труп императора и тому подобное – пока Вы держите в запасе волшебников космических эльфов и 10 000-летних суперсолдат, поклоняющихся демонам, чтобы выпустить их через несколько сезонов/фильмов.
Примите юмор
Из всех препятствий на пути создания хорошей истории Warhammer, я думаю, самое сложное – это юмор. Это не значит, что нужно слэпстик и придирки в стиле MCU – самое смешное в Warhammer – это абсурд.
Все есть , так что мрачный и [огромный и , так что , что это становится настолько смешно, насколько и круто. И на это нужно опираться. Где адаптации видеоигр Warhammer часто терпят неудачу, так это в своей полной самоистязательности. Попытайтесь представить этот смехотворный сеттинг с абсолютно прямым лицом, и Вы лишь заставите его казаться напыщенным и глупым.
Хуже того, это может даже перейти в оскорбление. Политика Империума, откуда родом большинство наших вероятных протагонистов, абсолютно отвратительна. Если не передать, что они сатирические, все это может показаться мрачной фантазией сумасшедшего о власти.
Юмор обстановки вносит нотку самоанализа. Он говорит зрителям: “Все это немного глупо, не так ли? Но это как бы круто тоже, да?”. Это дает разрешение наслаждаться дикими излишествами сеттинга, не чувствуя, что Вы должны воспринимать все это всерьез.
Это тонкое искусство, но при хорошем исполнении оно доставляет радость. Space Marine 2, игра, которая, на первый взгляд, рискует попасть в лагерь самосерьезных, полна замечательных штрихов абсурда – мне особенно нравится напряженная последовательность, где Титус должен пройти через совершенно ненужный автоматизированный религиозный ритуал посреди зоны боевых действий, чтобы просто войти в компьютер.
Не менее очаровательны ссорящиеся техносвященники из стратегической игры Mechanicus, чьи мозговые имплантаты позволяют им вручную регулировать свои эмоциональные реакции во время жарких споров. Или веселые безумные Отверженные из Darktide, которые укоряют друг друга за мнимые упущения в вере, когда отправляются на десятое за день самоубийственное задание.
Основная сатирическая тема Империума – то, насколько он саморазрушительный.
Сам Империум – идеальная среда для того, чтобы донести это до новой аудитории. Это общество, которое по-прежнему определяется реальными человеческими желаниями и страхами, с которыми мы можем соотнестись, но усиленными до безумия. Фильм или телешоу могли бы черпать вдохновение в бюрократическом кошмаре фильма “Бразилия”, жестокой прямоте “Судьи Дредда” или бесчисленных других антиутопических сатирах.
Основная сатирическая тема Империума заключается в том, насколько он саморазрушительный. Его лабиринтные правила и суеверия на каждом шагу мешают добиться чего-либо, на каждом шагу он создает себе новых врагов и кризисы, и постоянно подрывает потребности и благополучие бесчисленных людей, которые обеспечивают его функционирование. Это очень знакомая сатира – и хороший источник конфликтов и трудностей для любой истории о расследовании преступлений и коррупции на улицах города-улья.
Вот так – следуйте этим трем правилам, и успех кинематографической вселенной почти гарантирован! Ну, при условии, что у Вас также есть хорошие сценаристы, режиссеры, актеры, SFX-команды, художники по костюмам, продюсеры… но это ведь самое простое, верно?