Загробная жизнь Windows XP свидетельствует о нарушении авторских прав

    0
    0


    Мнение 8 апреля 2014 года Эммануил III Делли, почетный примас Вавилона халдеев и бывший примас халдейской католической церкви, ушел из жизни в полном ожидании грядущей вечной жизни. В тот же день еще одна сущность, укоренившаяся в жизни миллионов, также скончалась, поскольку Microsoft объявила Windows XP EOL — конец жизни. Поскольку это была технология, а не теология, загробная жизнь началась сразу. Спустя почти 10 лет XP по-прежнему удивительно здорова, и это иллюстрирует правду, которую коммерческие компании-разработчики программного обеспечения пытаются отрицать.

    Немного модно говорить о программных экосистемах. Программы — это организмы с жизненными циклами, обменивающиеся данными, такими как пища и энергия, и влияющие на более крупную систему, в которой они работают. Это милая и полезная метафора, но она содержит одну ужасную ошибку: старое программное обеспечение никогда не умирает. Становится зомби.

    Возьмем WindowsXP. После EOL многие его службы проверки и аутентификации были изменены, удалены или заменены, чтобы обойти собственные службы Microsoft. Теперь, спустя более 20 лет после его запуска, алгоритм генерации ключа активации был взломан, что означает, что любой может установить полностью функциональный экземпляр XP без каких-либо модификаций. Почти десятилетие официальной мертвости сделало ОС более простой в использовании, чем в тот день, когда Microsoft объявила об уходе из корзины.

    Эта продленная жизнь после смерти не просто распространена, она почти универсальна. На самом деле ничто никогда не умирает. Создатель может написать некролог пакету, но люди будут пользоваться им годами. Часто вокруг него вырастает сообщество для обеспечения поддержки, модификаций и даже новых версий; в других случаях что-то будет мягко исчезать, пока не появится снова в виде коллекционного реанимированного ретро. Иногда, как в играх, вы не можете отличить эти два процесса друг от друга, но официальная версия гласит, что программное обеспечение имеет жизненный цикл, определенный производителем. Экосистема полна шаркающих зомбированных тел, которых официально не существует. Так нельзя бороться с зомби.

    Проблема в авторских правах. С юридической точки зрения ни одна из когда-либо написанных программ не выпадала из срока действия авторского права по умолчанию, составляющего примерно сто лет, в зависимости от обоснования. Можно сказать, что индустрия программного обеспечения началась в 1957 году с первым выпуском FORTRAN, а это означает, что у нас впереди еще около 30 лет. Здорово.

    Условия авторского права разработаны таким образом, чтобы дать адекватную окупаемость создателям. После этого социальная ценность бесплатного использования стала считаться большей, чем любые остаточные выгоды для любой организации, обладающей правами, – вот почему авторское право вообще имеет ограничения. Эта логика имеет смысл в отношении творений, имеющих долгую коммерческую жизнь — книг, изображений, музыки, фильмов, — но в гораздо меньшей степени — в отношении программного обеспечения.

    Программное обеспечение унаследовало защиту авторских прав в середине прошлого века, потому что оно казалось подходящим. Творческое произведение, содержащее интеллектуальную собственность, вполне вписалось в существующее правовое поле. Что не было частью уравнения, так это невероятно ускоренные сроки технологических инноваций. Несвободное программное обеспечение становится не только коммерчески неважным через десятилетие или два; это наносит экономический ущерб его создателям. Только они должны поддерживать его, даже если он становится все более непригодным для развивающейся среды, в которой ему приходится функционировать. Затраты растут, а продажи падают, и именно тогда капитализм вызывает эскадроны смерти.

    Авторское право не признает эту временную шкалу. Это оставляет всех в рассол. Если компания не будет поддерживать что-то в живых, но сохранит законные права, предназначенные для предотвращения повторного использования или изменения копий другими, как кто-либо может рисковать нарушением?

    Конечно, общество решило игнорировать здесь авторское право, и, поскольку в этом нет больших денег, индустрия смотрит в другую сторону. Некоторые компании официально размещают устаревший код в открытом доступе, большинство не беспокоится, но и не заботится об этом, а такие места, как Интернет-архив, без особых опасений действуют как хранилища для сотен тысяч продуктов.

    Этого недостаточно. Срок действия авторских прав на программное обеспечение должен официально истекать через 20 лет, уточняя статус устаревших работ и позволяя системам поддержки расширяться по своему усмотрению — возможно, даже до коммерческих моделей. Почему нет? Будет ли это недавно выпущенное программное обеспечение полностью открытым исходным кодом, будет решать каждый из нас, но это устранит тот барьер на пути к свободе, что «мы хотим сделать это FOSS, но есть лицензионные компоненты, которые мы не можем раздавать». Если ваше программное обеспечение достигло возраста освобождения, его лицензионные компоненты должны быть старше.

    Есть больше. Код имеет смысл только в контексте. Большинство нетривиальных программ работают с другими системами, обмениваясь данными или службами, и в самом широком контексте — обслуживаемом человечеством — все программное обеспечение имеет отношение ко всему другому программному обеспечению. Радикальное сокращение срока действия авторских прав создало бы гораздо более богатую среду для изучения и изучения того, как мы взаимодействуем с нашим программным обеспечением. Если вы думаете, что это неважно, спросите себя, сколько времени вы тратите на то, чтобы заставить эту чертову штуку делать то, что вам нужно. Нерешенная проблема, если она когда-либо существовала.

    Есть такие проблемы, как состояние документации, но ничего, что добрая воля и логика не могут решить. В мире, который развивается так быстро, что самые ненасытные и завистливые компании теперь выпускают свои собственные репозитории Linux, каждый фрагмент предположений об авторском праве на программное обеспечение нуждается в переоценке. Вечная жизнь может прийти к верующим, а может и не прийти, но отрицать это, когда это происходит прямо на наших рабочих столах, безусловно, нехорошо. ®

    Предыдущая статьяFSMA предупреждает о 38 нелицензионных CFD и криптоплатформах
    Следующая статьяBing Chat скоро появится в Chrome, Firefox и Safari
    Виктор Попанов
    Эксперт тестовой лаборатории. Первый джойстик держал в руках в возрасте 3 лет. Первый компьютер, на котором „работал” был с процессором Intel i386DX-266. Тестирует оборудование для издания ITBusiness. Будь то анализ новейших гаджетов или устранение сложных неполадок, этот автор всегда готов к выполнению поставленной задачи. Его страсть к технологиям и приверженность качеству делают его бесценным помощником в любой команде.