
Шведская береговая охрана / Getty Images
Первые утечки газа на газопроводе «Северный поток — 2» в Балтийском море были обнаружены рано утром 26 сентября, в результате чего в атмосферу было выброшено до 400 000 тонн метана. Чиновники сразу же заподозрили диверсию на международном газопроводе. Новый анализ, полученный WIRED, показывает, что два больших корабля с отключенными датчиками появились вокруг мест утечки за несколько дней до того, как они были обнаружены.
Согласно анализу компании SpaceKnow, занимающейся мониторингом спутниковых данных, два «темных корабля», каждый длиной от 95 до 130 метров, прошли в нескольких милях от мест утечки «Северного потока — 2». «Мы обнаружили несколько темных кораблей, то есть судов значительного размера, которые проходили через интересующую область», — говорит Джерри Яворницкий, генеральный директор и соучредитель SpaceKnow. «У них были выключены маяки, а это означало, что не было никакой информации об их перемещении, и они пытались скрыть информацию о своем местоположении и общую информацию от мира», — добавляет Яворницкий.
Открытие, сделанное путем анализа изображений с нескольких спутников, вероятно, еще больше усилит слухи о причине взрывов. Многие страны, расследующие инцидент, считают, что трубопроводы «Северный поток 1» и «Северный поток 2» были сотрясены серией взрывов, и многие подозрения направлены на Россию, поскольку ее полномасштабное вторжение в Украину продолжается. (Россия отрицает свою причастность.) Как только SpaceKnow идентифицировала корабли, она сообщила о своих выводах официальным лицам НАТО, которые расследуют инциденты с «Северным потоком». Яворницкий говорит, что представители НАТО попросили компанию предоставить дополнительную информацию.
Представитель НАТО Оана Лунгеску заявила, что не комментирует «подробности нашей поддержки или использованных источников», но подтвердила, что НАТО считает инцидент «преднамеренным и безответственным актом саботажа» и усилила свое присутствие в Балтийском и Северном морях. . Однако официальный представитель НАТО, у которого не было разрешения на публичное выступление, подтвердил WIRED, что НАТО получила данные SpaceKnow, и сказал, что спутниковые снимки могут оказаться полезными для ее расследований.
По словам Яворницкого, для обнаружения кораблей компания просматривала 90-дневные архивные спутниковые снимки этого района. Компания анализирует изображения с нескольких спутниковых систем, включая платные и бесплатные сервисы, и использует машинное обучение для обнаружения объектов внутри них. Это включает в себя возможность следить за дорогами, зданиями и изменениями ландшафта. «У нас есть 38 конкретных алгоритмов, которые могут обнаруживать военную технику», — говорит Яворницкий, добавляя, что система SpaceKnow может обнаруживать определенные модели самолетов на взлетно-посадочных полосах.