
Марк Томпсон / Getty Images
В начале этого сезона гонки Формулы-1 претерпели огромные изменения, поскольку были представлены новые автомобили, которые используют аэродинамические эффекты земли, чтобы выталкивать их на трассу. Аэродинамический подход в последний раз использовался в Формуле-1 в конце 1970-х – начале 1980-х годов, прежде чем был запрещен по соображениям безопасности.
Таким образом, одной проблемой, которую, возможно, следовало ожидать на этот раз, было состояние, называемое дельфинированием, когда автомобили колеблются вертикально с довольно высокой частотой при движении на высокой скорости, сильно тряся водителя в процессе. По ходу сезона Ассоциация гонщиков Гран-при все громче заявляет о потенциальном риске для здоровья этих спортсменов. А в четверг Международная автомобильная федерация (или FIA, руководящий орган спорта) объявила, что у нее есть план что-то с этим сделать.
Что дельфинит?
Когда воздух проходит под кузовом болида Формулы-1, он расширяется, когда достигает трубки Вентури в задней части болида. Чем быстрее движется автомобиль, тем больше прижимной силы он создает благодаря этому расширению, пока в определенный момент воздушный поток не оторвется от пола и не остановится. Это немедленно стирает всю прижимную силу, и без этого эффекта, присасывая машину к земле, она поднимается на своей подвеске.
Проблема в том, что это затем возвращает автомобиль в состояние, когда воздушный поток снова присоединяется, и поэтому его всасывает обратно на землю, скорость возрастает, а затем воздушный поток останавливается, и автомобиль снова всплывает. Вспеньте, промойте и повторите несколько раз в секунду. Когда это происходит, водитель подпрыгивает вверх и вниз до такой степени, что некоторые сообщают о проблемах со спиной.
Опускание автомобилей ниже к земле более эффективно герметизирует пол и увеличивает прижимную силу, но также увеличивает дельфинирование. Увеличение высоты дорожного просвета снижает прижимную силу и, следовательно, снижает скорость прохождения поворотов и увеличивает время прохождения круга.
ТД039
FIA выпустила техническую директиву TD039, которая дает командам представление о том, как организация планирует решать проблему. Один из способов уменьшить эффект — уделить больше внимания «планке законности» — листу композитного дерева под названием Jabroc, который должен иметь определенную толщину в конце гонки, чтобы автомобили не ехали слишком низко к земле. FIA также собирается разработать метрику, основанную на вертикальном ускорении, для приемлемого количества дельфинов.
«Точная математическая формула для этого показателя все еще анализируется FIA, и командам Формулы-1 было предложено внести свой вклад в этот процесс», — говорится в сообщении FIA.
Немецкое издание Auto Motor und Sport, по-видимому, получило полную копию технической директивы и предоставляет более подробную информацию. В нем говорится, что предел колебаний будет определен после трех сессий свободной практики в течение уик-энда Гран-при. Команды должны будут пробежать три круга подряд без использования системы снижения лобового сопротивления, чтобы создать базовый уровень для дельфинов, и FIA будет контролировать команды, чтобы гарантировать, что никто не будет бежать в неконкурентоспособном медленном темпе, чтобы избежать этого явления.
Затем FIA определит безопасную настройку для каждого автомобиля с высотой дорожного просвета, жесткостью пружин, настройками амортизаторов и аэродинамическим профилем. Их нельзя изменить, за исключением увеличения дорожного просвета еще выше или изменения давления в шинах, настроек переднего крыла или других настроек, необходимых для того, чтобы справиться с погодой или охлаждением. И если команда не может достичь предела FIA, FIA может приказать им увеличить дорожный просвет на немалые 10 мм.
Техническая директива применяется с Гран-при Канады в эти выходные.