
Художник-натюрморт 17-го века Авраам Миньон был известен своими изображениями цветов, фруктов, лесов и гротов, среди прочего. Но со временем некоторые пигменты испортились до такой степени, что изменили замысел художника. В частности, желтая роза занимает видное место в картине Миньона. Натюрморт с цветами и часами стал плоским и монохромным, особенно по сравнению с другими цветами, изображенными на картине.
Согласно недавней статье, опубликованной в журнале Science Advances, группа голландских и бельгийских ученых использовала химические и оптические методы визуализации для изучения распределения элементов в различных пигментах. Таким образом, они могли сделать вывод об оригинальной технике рисования Миньона, в частности о том, как художник создавал слои, чтобы создать трехмерный вид оригинальной розы.
По мнению авторов, со временем художественные пигменты и связующие в масляных картинах неизбежно портятся под воздействием внешних факторов, таких как свет, относительная влажность, температура и/или воздействие растворителей, а также несовместимых смесей пигментов. Результатом стало обесцвечивание и изменение цвета, которые могут повлиять на структурную целостность краски, вызывая такие дефекты, как потеря прозрачности, хрупкость или микротрещины.
Примеры такого рода деградации включают обесцвечивание пигмента синего стекла, который Рембрандт использовал в нескольких картинах; выцветание светочувствительных пигментов — берлинской лазури, органических желтых и красных озерных пигментов — и потемнение хрома и желтого кадмия в работах Эдварда Мунка, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и других великих художников.
Н. де Кейзер и др., 2022 г.
«На продвинутой стадии эти явления могут снизить удобочитаемость произведения искусства и, следовательно, значительно изменить замысел художников», — написали они. Это включает в себя изменение предполагаемых оптических эффектов, таких как складки драпировок, которые могут исчезнуть, делая объект плоским. Так произошло, например, с ультрамариновой деградацией в картине Яна ван Эйка. Три Марии у гроба. Кроме того, исчезновение красных пигментов у Ван Гога. Ванная комната превратил фиолетовые стены в синие, а розовый пол в коричневый — обратный оптический эффект.
Желтая роза Миньона — фирменный цветок художников-натюрмортов XVII века, по словам авторов, — постигла та же участь. Роза представляет собой «образцовую тему для этого исследования, выглядя плоской и с плохим цветовым контрастом, но при этом демонстрируя крошащийся порошкообразный вид или значительно разбитую поверхность краски», — написали авторы, добавив, что роза потеряла большую часть своего трехмерного характера, особенно когда по сравнению с другими, лучше сохранившимися цветами на картине.