
Тревор Малманн
Во вторник НАСА возобновит свои усилия по завершению ключевого испытания заправки ракеты Space Launch System.
Однако космическое агентство решило изменить этот тест из-за проблемы с обратным клапаном на верхней ступени ракеты, который ведет к баллону с гелием под давлением. На прошлой неделе было обнаружено, что клапан заклинил, и его необходимо заменить.
НАСА считает, что с клапаном в этом положении было бы небезопасно загружать верхнюю ступень криогенным кислородом и водородом во время испытания «мокрой одежды», как планировалось изначально. Таким образом, испытание в четверг будет заправлять только основную ступень — самую большую и наименее проверенную часть ракеты — во время операций по заправке. В рамках этого испытания система запуска будет переведена в терминальный обратный отсчет, прежде чем отключится в Т-10 секунд.
НАСА планирует собрать множество данных об этом испытании, и эта информация будет использоваться в планах агентства на будущее, заявили официальные лица во время телеконференции с журналистами в понедельник. Примерно через 10 дней после испытаний НАСА вернет ракету SLS обратно в здание сборки транспортных средств. Там техники снимут обратный клапан длиной около 8 см и осмотрят деталь, чтобы понять, почему он вышел из строя. Затем его можно заменить, что должно быть относительно простой операцией, сказал Джон Блевинс, главный инженер SLS.
Путь вперед
«Нам очень нравится двигаться вперед», — сказал Том Уитмайер, заместитель помощника администратора по разработке общих систем исследования в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне. «Мы думаем, что это отличный путь вперед».
Официальные лица на телеконференции в понедельник, казалось, были уверены, что они могут получить много хороших данных от теста в четверг. Например, по словам директора по запуску Чарли Блэквелла-Томпсона, во время обратного отсчета терминала от Т-10 минут до Т-10 секунд в испытательных целях ракеты происходит почти 25 «критических событий». По ее словам, только два из них относятся к верхней ступени.
«Существует значительный объем испытаний, данных и снижения риска, который вы получаете по отношению к основной ступени, к наземным системам и к ракетам-носителям», — сказала она.
Верхняя ступень, известная как промежуточная криогенная двигательная ступень, была изготовлена компанией United Launch Alliance и доставлена в Космический центр Кеннеди около четырех лет назад. Однако главный инженер SLS Джон Блевинс сказал, что он не считает, что проблема с клапаном связана с какими-либо проблемами со сроком годности. По его словам, рассматриваемый обратный клапан рассчитан на работу в течение 20 лет или дольше.
«Два дня» становится «две недели»
Первоначально предполагалось, что испытание в мокрой одежде продлится два дня, когда оно началось в пятницу, 1 апреля. Но отчасти из-за проблемы с вентиляторами на мобильной стартовой башне первую попытку заправки ракеты пришлось отменить 4 апреля. Вторая попытка на прошлой неделе показала, что НАСА заполнило основную ступень примерно наполовину жидким кислородом, прежде чем агентство обнаружило, что «вентиляционный клапан» основной ступени, который регулируется вручную, был по ошибке оставлен в неправильном положении. Затем НАСА обнаружило проблему с обратным клапаном на верхней ступени.
Теперь группы сотрудников НАСА и подрядчиков снова будут вызваны на свои станции во вторник вечером, чтобы подготовить транспортное средство и наземные системы к загрузке топлива в третий раз. Фактическая заправка транспортного средства должна начаться в четверг утром, а обратный отсчет терминала будет завершен в 14:40 по восточному времени (18:40 UTC). Этот точный график, конечно, не предполагает дальнейших задержек, что кажется маловероятным для двухдневного теста, который расширился до двух недель.
На просьбу оценить следующие шаги после этого испытания с точки зрения подготовки ракеты SLS и космического корабля «Орион» к беспилотному демонстрационному полету этим летом, официальные лица НАСА не захотели заходить слишком далеко за пределы вывода о заправке этой основной ступени. Они отказались сообщить, может ли ракета быть подвергнута второму испытанию в мокром костюме для всей машины, чтобы убедиться в готовности к полету разгонного блока и его наземных систем.
«Я не думаю, что мы готовы так или иначе заявить, как, по нашему мнению, будет выглядеть следующий шаг», — сказал Уитмайер. «Я думаю, что нам действительно нужно провести тест в четверг, а затем посмотреть на данные».