
Гетти Изображений
В случае с пластиковым куполом в Научно-исследовательском институте больницы общего профиля Торонто исследователи придали паре легких новую идентичность. Когда легкие впервые прибыли в лабораторию, они принадлежали человеку с группой крови А, а это означает, что к легочной ткани и клеткам крови были прикреплены определенные крошечные маркеры, называемые антигенами. Но когда легкие покинули лабораторию, эти антигены почти полностью исчезли. Всего за один час исследователи эффективно преобразовали легкие в тип О.
«Это просто потрясающе», — говорит Айчжоу Чжан, исследователь лаборатории Cypel в Университете Торонто и первый автор статьи, опубликованной на этой неделе в Наука Трансляционная медицина который описывает преобразование. Этот эксперимент является важным шагом на пути к тому, чтобы дать большему количеству людей доступ к жизненно важным трансплантатам органов. Более 100 000 человек в Соединенных Штатах в настоящее время ожидают органов, но часто наиболее нуждающиеся не могут получить помощь из-за одной большой проблемы: их группа крови не соответствует имеющимся органам.
Чжан работает в лаборатории Марсело Сайпеля, ведущего автора статьи и торакального хирурга, который годами искал способы увеличить количество легких, доступных для трансплантации. Одним из его предыдущих нововведений было создание перфузии легких ex vivo (EVLP), этого аппарата с пластиковым куполом, в котором легкие в этом исследовании получили свою новую идентичность.
Устройство позволяет врачам кормить донорские легкие питательными веществами и кислородом в защищенной среде, что повышает жизнеспособность трансплантата. В отличие от органов, которые после забора у донора помещают на лед, а затем отправляют прямо в операционную, легкие внутри EVLP разогреваются, и их метаболизм перезапускается до того, как они будут трансплантированы. Затем врачи могут повторно оценить функцию легких и использовать EVLP для введения лекарств, которые улучшают качество органа, сохраняя слегка поврежденные легкие, которые раньше могли быть непригодными для использования. «С помощью этой машины мы вернули легкие к жизни», — говорит Сайпел, который считал, что эту технологию можно использовать и для модификации органа, превращая его в орган, доступный человеку с любой группой крови.
Существует четыре основные группы крови: A, B, O и AB. Думайте о типе O как о базовой модели. У него нет антигенов, которые к нему прикрепляются. Группы крови A и B имеют дополнительные антигены, которые прикрепляются к этому ядру, а кровь AB содержит оба типа антигенов.
Чтобы пересадка органов сработала, донор и реципиент должны иметь совместимые группы крови. Если кто-то с кровью группы O или B получает донорство от кого-то с кровью группы A, например, эти антигены A заставят иммунную систему реципиента атаковать пересаженный орган, который воспринимается как чужеродный захватчик. Этот процесс, называемый отторжением, может быть смертельным.
Но поскольку в крови группы О нет антигенов, люди с группой О считаются «универсальными донорами». Их кровь и ткани не вызовут иммунного ответа у реципиентов любой группы крови.
Сайпель надеялся, что увеличение числа универсальных доноров сделает больше легких доступными для большего числа людей и сделает процесс более справедливым. «Сегодня у нас есть отдельный список пациентов A, B пациентов, O пациентов, и мы не обязательно пересаживаем [to] самый больной, — говорит он. И даже если пара донорских легких соответствует группе крови человека, они могут быть ему неподходящего размера. Слишком маленькие, и они не будут давать достаточно кислорода. Слишком большие, и они не будут правильно вписываться в грудь.