
Несмотря на то, что его многие считают легким, вариант коронавируса омикрон был жестоким для детей и подростков, особенно младенцев и детей младшего возраста, которые до сих пор не подходят для вакцинации.
Согласно исследованию, опубликованному во вторник Центрами по контролю и профилактике заболеваний, пиковая частота педиатрических госпитализаций во время недавнего всплеска омикрон была в четыре раза выше, чем пик, наблюдавшийся во время волны дельты прошлой осенью. И самый большой рост наблюдался у детей в возрасте от 0 до 4 лет, у которых пиковая частота госпитализаций была в пять раз выше, чем во время дельта-волны.
Авторы исследования во главе с исследователем группы экстренного реагирования CDC Кристин Маркс осторожно отметили, что случайные случаи COVID-19 у госпитализированных детей не объясняют скачок показателей на фоне омикрон. Маркс и его коллеги внимательно изучили медицинские карты госпитализированных детей во время дельта- и омикронных волн. Они сравнили долю детей, поступивших в больницы, у которых при поступлении были симптомы, связанные с COVID-19, и которые были отмечены как госпитализированные специально для COVID-19. Между двумя волнами они не обнаружили существенных различий в этих пропорциях.
В частности, во время дельта-волны около 88 процентов детей, поступающих в больницу, имели симптомы, связанные с COVID-19, по сравнению с 87 процентами во время омикронной волны. И около 81 процента госпитализированных детей были госпитализированы в первую очередь из-за COVID-19, по сравнению с примерно 82 процентами во время омикронной волны.
«В соответствии с данными национального больничного эпиднадзора результаты этого отчета показывают, что в период с преобладанием омикронов частота госпитализаций у детей с COVID-19 была выше, чем в период с преобладанием дельты», — заключили Маркс и ее коллеги.
Не так мягко
Маркс и др. также отметили, что омикрон вызывает тяжелое заболевание у некоторых детей и может вызывать долговременные симптомы. «Наблюдаемые показатели тяжелого течения COVID-19 среди детей и подростков, в дополнение к возможности долгосрочных последствий, подчеркивают важность многокомпонентных стратегий для снижения заболеваемости COVID-19, включая вакцинацию подходящих лиц и другие профилактические меры», типа маскировка, писали они.
В исследовании использовались данные из сети больничного наблюдения, которая охватывает 99 округов в 14 штатах. Авторы включили медицинские карты детей с положительным результатом на COVID-19, которые были госпитализированы в сетевую больницу в период с 3 июля 2021 г. по 22 января 2022 г. Считалось, что волна омикрон охватила период с 19 декабря. Авторы определили уровень заболеваемости на основе ранее существовавших данных о населении районов, окружающих больницы.
В течение двух волн показатели еженедельной госпитализации детей достигли пика в течение недель, закончившихся 11 сентября 2021 г. (на фоне дельты) и 8 января 2022 г. (на фоне омикрон). Во время волны омикрон еженедельная педиатрическая госпитализация достигла пика 7,1 на 100 000 детей, что примерно в четыре раза выше пикового показателя дельты 1,8 на 100 000.
Пиковая частота госпитализаций детей в возрасте от 0 до 4 лет во время омикронной волны была более чем в пять раз выше, примерно 15,6 госпитализаций на 100 000 детей, по сравнению с пиком дельты в этой возрастной группе 2,9 на 100 000. Кроме того, частота госпитализаций омикрон среди детей в возрасте от 5 до 11 лет и подростков от 12 до 17 лет была примерно в два раза выше, чем во время дельты.
Когда исследователи изучили показатели госпитализации в отделения интенсивной терапии, они также обнаружили увеличение во время омикронной волны. Пик госпитализаций в ОИТ на фоне омикрон был в 1,4 раза выше, чем на фоне дельты.
Вакцинация, по-видимому, сильно защищает от педиатрических госпитализаций, но доступность вакцины во время исследования была ограниченной. Единственной возрастной группой, которая подходила для вакцинации на протяжении всего исследования, были дети в возрасте от 12 до 17 лет. По данным за декабрь, уровень госпитализации среди непривитых подростков был в шесть раз выше, чем среди полностью привитых подростков той же возрастной группы.