Quamtotius Purgamentum начинается в проверенной временем традиции всех миссий Thief: главный герой Гарретт громко кричит, проваливаясь в огромную дыру. Приземлившись внутри гигантского голубого куба, он сразу же подвергается нападению полудюжины охранников, некоторые из которых бешено вращаются в воздухе, как роторы вертолета.
Единственный шанс Гаррета выжить – проползти через одно из четырех квадратных отверстий в кубе, ведущих в различные комнаты, соединенные извилистыми коридорами, освещенными пурпурным цветом, характерным для игры Thief. Одна комната представляет собой арену для уничтожения зомби, устроенную злым братом-близнецом Гаррета, Барраттом. В другой – пять бутылок, парящих в воздухе, и текстовая табличка на стене с надписью “Искусство”.
Без тени сомнения, Quamtotius Purgamentum – одна из худших миссий Thief, в которые я когда-либо играл. И в этом вся суть. Эта миссия была представлена на конкурс “Полное дерьмо” сообщества картографов Thief, который проводился в конце 2006 года с целью создания самой отвратительной карты Thief из всех возможных.
В течение нескольких недель сообщество совершило 21 преступление против дизайна уровней.
В течение нескольких недель сообщество совершило 21 преступление против дизайна уровней, и за прошедшие выходные я решил осудить их всех.
Почему я это сделал? Ну, если бы мне захотелось оправдаться, я бы написал что-то вроде “Серия Thief – это синоним отличного дизайна уровней, поэтому сознательно пытаться сделать плохой Карта Thief – это интересный эксперимент, который может дать увлекательные сведения о том, что именно делает уровни Thief великолепными”. Да, звучит убедительно.
Но в основном я думал, что это будет забавно. И это оказалось забавным, но не совсем по тем причинам, которых я ожидал. Оказывается, сообществу картографов Thief лучше бросить блэкджек и заняться алхимией, так как оно удивительно хорошо умеет превращать дерьмо в золото.
Что меня поначалу удивило в конкурсных картах, так это разнообразие представленного дерьма. В моем воображении плохие карты Thief выглядели бы примерно так. Они будут очень квадратными, слишком линейными, в них не будет достаточного количества мест, где можно спрятаться, и так далее. Тем не менее, из 21 карты, созданной для конкурса, только одна своего рода идет по этому пути.
Проще говоря, “плохой человек”, эта карта ставит Гаррета в жестокую ситуацию выживания, к которой он совершенно не приспособлен, сталкивая его с толпами боевых ботов, древесных чудовищ и призраков, которые двигаются с нелепой скоростью. Игра практически неиграбельна, но это само по себе делает ее забавной. Более того, та часть моего мозга, которая вечно проклята Dark Souls наслаждается абсурдным вызовом.
Кроме этого, самые откровенно плохие карты перевернули основную механику Thief, например, The Scary Castle. По сути, эта карта превращает Thief в стандартный FPS, где Гарретт поднимается в башню, наполненную привидениями, расстреливая их на ходу огненными стрелами. Аналогично, Chuffy Train собирает впечатляюще неприглядный локомотив из блочного Dark Engine от Thief и заполняет его мирными жителями, которых Гарретт должен жестоко убить, чтобы завершить дело.
Наряду с ними есть миссии, которые играют на любительском уровне “Мой первый уровень”. Quamtotius Purgamentum – одна из них, но среди других есть и t0t 1: The Escape, намеренно полузаконченный проект с скудным окружением и рядами зомби в Т-образной позе.
Затем есть Walkin Da Moon, где Гарретт отправляется на лунный спутник планеты, на которой находится Thief, чтобы украсть 10 000 золотых у расы лунных пауков и убить их короля (вот это повод). В целом, эта карта отлично справляется с задачей быть ужасной, если это имеет смысл, но она подрывает собственное отсутствие качества, включая впечатляюще изваянный лунный корабль в стиле стимпанк.
Таким образом, довольно много карт нечаянно вырывают поражение из челюстей победы. A Long Way Down превращает Thief в вертикальный платформер, когда Вы спускаетесь с высокой крыши на уровень улицы. Хотя технически это плохая карта Thief, поскольку в ней не задействовано большинство основных систем Thief, в качестве десятиминутного развлечения она удивительно забавна.
Другие карты падают на первом же препятствии. Карта “Having Regrets” переворачивает всю идею игры Thief с ног на голову, требуя от Вас вернуться украденные Вами вещи их законным владельцам, а затем с позором отправляйтесь домой, чтобы “хорошенько обдумать свои действия”. Это блестящий идея для Thief FM, и как таковая сразу же исключается.
Есть также пара миссий, которые просто слишком, ну, хорошо.
The Kill Factory помещает Гаррета на конвейерную ленту в стиле Looney Tunes, изобилующую разрушительными ловушками, с переработанным мультяшным художественным стилем. У этой игры примерно столько же общего с Thief, сколько и с Pokémon, но она также слишком совершенна, чтобы быть плохой.
Даже те карты, которые сделаны небрежно и неаккуратно, зачастую выглядят так, что их можно развлечь.
Аналогично, The Cube заманивает Гаррета в лабиринт со смертельными ловушками, вдохновленный одноименным фильмом. Это ни в коем случае не приятным карта, но все ее смертельные ловушки отличаются воображением и ловкостью, явно разработанные кем-то, кто знает, что делает.
Но даже те карты, которые являются халтурными и небрежными, зачастую выглядят так, что их можно развлечь. Отчасти это происходит потому, что дизайнеры играют в соревнование ради смеха. Ирония, шутки и интернет-юмор изобилуют и часто используются с большим эффектом.
В одной из миссий под названием “Тени тьмы” (Shadows of Darkness) на экране подготовки к миссии в инвентарь Гаррета запихивается 1 000 сигнальных ракет, что заставило меня хохотать от смеха.
Моя самая любимая миссия под названием “Tcrap” помещает Гаррета в кромешную тьму с опасными тонкими платформами, с простой задачей “схватить монету”. Если Вам удастся обнаружить монету, добраться до нее, не упав насмерть, и достать ее, Вы будете вознаграждены новой задачей: “схватить еще одну”. Отвратительно, мне это нравится.
Несмотря на шутливый характер многих карт, соревнование, тем не менее, демонстрирует, что на удивление трудно сделать что-то плохое специально.
Большинство уровней пытаются подорвать игру Thief, вырывая ее из контекста, но намерение, стоящее за этим выбором, приводит к тому, что мапперы в итоге создают нечто интересное. Возможно, неполированное и неуклюжее, но концептуально интригующее. Высшая ирония в том, чтобы поставить в воздух линию из чашек и навесить на нее ярлык “искусство”, заключается в том, что, да, Вы действительно только что создали искусство. По-настоящему ужасное искусство требует от создателя полной искренности в своих намерениях, но в то же время забвения отсутствия таланта.
Учитывая это, какая из этих карт является действительно худший?
В то время конкурс Total Crap присудил свой сомнительный первый приз карте под названием Incubus. Но я не согласен с этим решением. Incubus – это многоуровневый сюрреалистический шедевр, включающий в себя гигантских стражников и средневековую дискотеку.
Более очевидным кандидатом может быть Hammerite Hideout, которая действительно является первым FM создателя, ловко использующим конкуренцию как прикрытие для любого реального недостатка качества. Однако она слишком самокритична и тщательно продумана, чтобы попасть в число худших.
В итоге, я бы выбрал худшую из всех игр: “OMG Get You’re Blackjack Back! LOL.
В конце концов, я выбрал бы худший из всех вариантов: OMG Get You’re Blackjack Back! LOL. Эта карта больше всего похожа на обычную миссию Thief: небольшое скопление улиц с множеством зданий, которые нужно исследовать, но все они спроектированы умышленно халтурно.
Все сделано очень нарочито, с множеством причудливых элементов, таких как вертикально распахивающиеся двери и неуместно наложенные текстуры стен. Но в ней также присутствуют куски интернет-юмора середины нулевых, которые плохо сохранились, и это придает ее дерьмовости ту аутентичность, которой не хватает другим картам.
Научился ли я чему-нибудь благодаря этому развлечению? Нет. Но я отлично провел время. И я бы сказал, что в эти карты стоит поиграть только для того, чтобы увидеть, как талантливое сообщество может переиначить концепцию ужасного уровня (даже если их предполагаемая ужасность иногда вызывает споры).
Если Вам захочется покопаться в этом своеобразном картографическом септике, все карты по-прежнему доступны для скачивания. Все карты разработаны для Thief 2, поэтому для игры в них Вам понадобится копия этой игры, исправленная с помощью T2Fix. Наконец, Вам понадобится программа для запуска миссий для фанатов Thief. Я использую AngelLoader, который легко настроить.
Конечно, есть гораздо лучшие фанатские карты Thief, на которые Вы могли бы потратить свое время, например, потрясающая неофициальная кампания Thief 1 “Черный парад”. Но если у Вас не все в порядке с мозгами и Вы любите более легкомысленное воровство, конкурс Total Crap обеспечит Вам веселое времяпрепровождение.