Самым привлекательным аспектом серии SteamWorld является то, как каждая из ее игр связана друг с другом, несмотря на различия в жанрах. От Tower Defense до пошаговой ролевой игры — каждая игра предлагает уникальный подход к конкретному игровому процессу, сохраняя при этом общие мифы, в результате чего получается забавная коллекция игр, объединенных тематически. SteamWorld Build, гибрид градостроителя и стратегии в реальном времени от Thunderful, представляет собой последнюю версию этой формулы. Обтекаемая жанровая механика, интуитивно понятное управление и очаровательная графика — многие важные детали присутствуют в игре. К сожалению, несмотря на прочную основу, SteamWorld Build изо всех сил пытается сохранить привлекательность на протяжении всей своей кампании.
Как и большинство игр серии SteamWorld, Build не связана напрямую ни с одной из предыдущих игр. Вместо этого он пытается предоставить уникальный взгляд на критические события, которые легли в основу общего повествования сериала. Эта знакомая установка работает по частям. Тяжелое положение группы путешественников, поселившихся возле заброшенной шахты по велению таинственного робота-спутника, изначально привлекательно. Поклонникам особенно понравятся отсылки к прошлым событиям и некоторые дополнительные сведения, связанные с установленной планетарной угрозой. Тем не менее, игрокам не понадобится много времени, чтобы понять, что кампания SteamWorld Build тонка, как бумага.
Хотя серия SteamWorld не известна своими историями, основанными на персонажах, каждый новый выпуск предлагает все больше веских причин погрузиться в ее вселенную стимпанка. Практически несуществующая история SteamWorld Build — это шаг назад в этом отношении. Здесь нет каких-либо выдающихся персонажей, достойных встреч или ярких событий, о которых можно было бы говорить. По сути, не имеет значения, почему все это происходит, поскольку несколько роликов кампании предлагают ровно столько экспозиции, чтобы ее можно было рассматривать как средство для достижения цели.
Если оставить в стороне историю, SteamWorld Build интересен. Частично это связано с упрощенным подходом к градостроительству и четкими обучающими подсказками. Есть некоторые основные жанровые особенности, особенно когда дело касается размещения зданий. Например, вам будет предложено разместить Foresters (гигантскую машину для рубки деревьев) и лесопилки рядом с лесными массивами для добычи бревен. Но большинство более тонких деталей, касающихся внутреннего устройства города (налоговые ставки, зонирование, плотность населения по отношению к соседним структурам), либо обрабатываются автоматически, либо в значительной степени упрощаются.
Здесь не стоит беспокоиться об упадке городов или неблагоприятных экологических проблемах. Пока ваши здания соединены дорогой с соответствующими объектами и центральным железнодорожным вокзалом, они будут функционировать должным образом. А поскольку интуитивно понятное управление в игре (будь то использование геймпада или клавиатуры и мыши) выполняет большую часть тяжелой работы, почти каждое действие можно выполнить всего несколькими нажатиями кнопок. SteamWorld Build — это скорее аркада, чем симулятор, предлагающая новичкам приятный опыт.
Несмотря на упрощенную механику, SteamWorld Build нравится ветеранам жанра благодаря своей загадочной игре. Вместо того, чтобы зацикливаться на каждой мелочи, связанной с реальным городским планированием, в игре делается упор на то, чтобы ваши пароботы были довольны, размещая ключевые постройки. Ваши рабочие, которые экономически начинают с нижней точки тотемного столба, обычно насыщаются универсальным магазином и мастерской по обслуживанию. Им не нужно многого, чтобы оставаться продуктивными. Как только вы достигнете определенных этапов, обычно связанных с количеством работающих в городе пароботов, вы сможете повысить их до инженеров. Этому следующему уровню граждан требуется больше служебных зданий и достопримечательностей, чтобы оставаться в хорошем настроении. Они также платят больше налогов.
Ваша главная цель — развить город до такой степени, чтобы его жители могли добывать определенные реликвии (а именно детали ракет), необходимые для спасения, казалось бы, умирающей планеты. Это делает важным постоянный рост вашего города, поскольку каждый уровень граждан отвечает за определенные отрасли производительности. Этот процесс может оказаться непростым, поскольку требования, необходимые для их удовлетворения, сопоставляются с общими потребностями вашего города. Создание слишком большого количества рабочих означает тратить меньше денег на новые строительные проекты. Слишком мало, и у вас не будет достаточно пароботов для сбора основных материалов (дерева, угля и т. д.), необходимых для поддержания функционирования города. То же самое касается граждан более высокого уровня; их больший финансовый вклад компенсируется затратами на поддержание их довольства.
Научиться совмещать эти различные факторы жизненно важно на ранних этапах игры в SteamWorld Build. Отчасти это сводится к правильному позиционированию определенных услуг и достопримечательностей. Размещение универсального магазина на углу перекрестка делает его доступным для большего числа работников. Вы также можете использовать предметы, повышающие характеристики, продаваемые ресурсы, улучшенные дороги и многое другое. Ваши управленческие обязанности удваиваются, как только вы получаете доступ к шахтам. В этих подземных зонах используется механика стратегии в реальном времени, требующая более практического подхода. Вместо зданий вы размещаете помещения шахтеров, старателей, механиков и охранников, необходимые для появления на карте соответствующих пароботов. Если не считать охранников и механиков, которые призваны защищать и лечить ботов/строить машины соответственно, эти боты не являются автономными. Им нужно поручить такие работы, как добыча месторождений золота, снос стен, установка турелей для отпугивания вредителей и строительство машин для сбора важных материалов.
Большую часть времени, играя в SteamWorld Build, я провел, прыгая между поверхностью моего города и подземными локациями. Наблюдать за тем, как крошечные пароботы выполняют свои задачи, пока я медленно модернизировал свои жилые помещения, было весело. Мне также нравилось наблюдать за событиями под землей; микроуправление этими пароботами представляло собой приятный контраст с наземной деятельностью.
Все изменилось за последние несколько часов игры из-за комбинации конкурирующих систем. Чтобы собрать последний компонент, необходимый для того, чтобы покинуть планету, мне пришлось превратить нескольких своих ботов в ученых и убедиться, что они довольны работой в течение определенного периода времени. Проблема в том, что эта директива не имеет места для маневра. Когда другие пароботы не были загружены на 100 процентов и их коллективная численность начала сокращаться, те немногие, что остались, все равно включились в работу. В данном случае это был не тот случай, поскольку это была ситуация «все или ничего».
Другая проблема заключалась в том, что учёный был гражданином самого высокого уровня, а это значит, что для того, чтобы он был счастлив, нужно приложить немало усилий. Поскольку мой город вырос, для данного ресурса (воды, еды и т. д.) было легко время от времени опускаться ниже определенного порога. В эти моменты мои ученые становились несчастными. Я пытался смягчить некоторые из этих последствий, улучшая все свои дороги, обменивая необходимые предметы, перемещая достопримечательности, улучшая объекты и так далее. Ничего не помогло. Единственное, что я мог сделать, это дождаться, пока мои пароботы произведут достаточно того, чего не хватает, чтобы на короткое время удовлетворить потребности моих ученых.
Во многих сим-играх есть момент, когда игрок, по-видимому, загнал себя в угол. Их конечная цель близка к достижению, но поскольку ее строгие параметры не допускают альтернативных вариантов завершения, им остается только ждать, пока игра идет. Именно это и происходит со SteamWorld Build. Это позор, учитывая, насколько приятным изначально является основной цикл игрового процесса. Однако после завершения кампании дела пойдут немного лучше. Поскольку каждая из пяти карт после завершения предлагает такие награды, как бесплатные дороги или более быстрые шахтеры, можно начать новую кампанию с этими разблокированными бонусами. Вы также можете отойти от сюжета и сосредоточиться на строительстве лучшего города, какой только сможете, что может быть идеальным сценарием.
SteamWorld Build — это уникальный гибрид, который развлекает на время. Первые часы игры доставляют удовольствие благодаря тому, как хорошо она использует упрощенные элементы жанра для создания более аркадного игрового цикла, и это чувство подкрепляется надежным обучением и интуитивно понятной схемой управления. К сожалению, кампания SteamWorld Build не пользуется успехом. Тусклый сюжет и жесткие конечные цели превращают то, что изначально было увлекательным занятием, в утомительную рутинную работу.