В сегодняшней централизованной среде Web 2.0 мы ожидаем определенного контроля над нашими данными — будь то настройка конфиденциальности наших каналов социальных сетей или возможность полного удаления учетной записи веб-сайта электронной коммерции. В то же время мы полагаемся на платформы для борьбы с злоумышленниками и удаления оскорбительного контента. Это может быть через модераторов, которые активно проверяют контент, или просто блокируют людей на основе их IP-адреса или других записей. В децентрализованной сфере Web3 эти предположения, похоже, отходят на второй план.
Web3 и анонимность
Сервисы Web3, построенные на блокчейне, переворачивают существующие нормы по самой своей природе, приводя к тому, что одновременно наблюдается избыток и отсутствие конфиденциальности. Это связано с тем, что хотя транзакции всегда публичны и необратимы, подключение вашей личности к вашему кошельку не является необходимостью, как при работе с традиционной банковской системой.
Для людей, которые не хотят, чтобы их нашли, технология блокчейн позволяет относительно легко исчезать и появляться в новых местах. Например, они могут создать новый кошелек, использовать микшеры или тумблеры криптовалюты для запутывания транзакций или банкоматы криптовалюты, чтобы, например, снять ее в виде наличных денег.
С другой стороны, есть инструменты анализа блокчейна, которые все лучше подходят для идентификации кошельков и транзакций, принадлежащих одному и тому же человеку. Когда даже тем, кто полон решимости сохранить свою конфиденциальность, приходится тяжелее, на что надеяться тем, кто не так предан делу? Как только их личность становится связанной с адресом их криптовалютного кошелька (будь то преднамеренно или непреднамеренно), все их транзакции будут открыты для просмотра всем миром — независимо от того, благонамеренны они или нет.
Это может привести к ситуации, когда только люди, которые могут посвятить большое количество ресурсов и времени сохранению своей анонимности (вполне возможно, по гнусным причинам), будут иметь хоть какую-то конфиденциальность. Что же тогда станет со свободно доступными данными транзакций, связанными с нашей личностью?

Проблема конфиденциальности
За последние несколько лет произошел сейсмический сдвиг в том, как компании используют данные о клиентах. Такие инициативы, как Общий регламент ЕС по защите данных, налагают обязательства на любую компанию, собирающую данные о людях в ЕС, например, в то время как Google вносит изменения в «куки», чтобы затруднить отслеживание и стороннюю рекламу, а Apple значительно усложнила отслеживание поведения пользователей в приложениях для iOS.
Но в децентрализованном формате Web3 у алгоритмов будет полная свобода сбора данных. Это может показаться довольно безобидным, если это просто компания, пытающаяся продать вам что-то, но некоторые задаются вопросом, могут ли корпорации или даже правительства собирать транзакции блокчейна, чтобы дискриминировать людей. Действительно, часть системы социального кредита Китая, предназначенная для оценки благонадежности каждого гражданина на основе его поведения, уже работает на технологии блокчейна.
Проблема неизменности
Как это доказывает, блокчейны используются не только для хранения записей о финансовых транзакциях. По мере того, как появляется все больше и больше блокчейн-платформ, инкапсулирующих все, от видеоигр до социальных сетей, в сети начинают храниться более сложные файлы. Это приводит к тому, что неприятные элементы, такие как ненавистные комментарии или незаконные изображения, неизменно записываются в данный блокчейн.
На данный момент хранение сложных вещей, таких как изображения, в блокчейне непомерно дорого, и поэтому оно просто ссылается на файлы изображений, размещенные в другом месте, которые почти всегда хранятся вместо этого. Это, по крайней мере, позволило бы удалить адрес, на котором размещено оскорбительное изображение, но по мере снижения затрат мало что может помешать людям намеренно заполнять платформы блокчейна незаконным контентом. Хотя платформы могут скрыть такой контент в своем децентрализованном приложении, он все равно будет виден в базовой цепочке блоков.
Даже невинно загруженные вещи, которые кто-то может позже захотеть удалить, вместо этого будут навсегда храниться в самой цепочке блоков. Это прямо противоречит действующему законодательству, такому как «право на забвение» в ЕС, которое позволяет отдельным лицам просить организации удалить их личные данные.
Возможные решения
В то время как некоторые группы, такие как Консорциум OASIS, стремятся решить эти проблемы в форме централизованных стандартов, есть также те, кто стремится решить их в децентрализованном духе Web3. Например, Europechain позиционирует себя как «корпоративную блокчейн-платформу, поддерживающую GDPR», что достигается благодаря тому, что все ее валидаторы подписаны Соглашением о защите данных.
В то же время ориентированные на конфиденциальность блокчейн-платформы, такие как Zcash, разрабатывают цифровую валюту с экранированными транзакциями для обеспечения конфиденциальности финансовой информации, в то время как другие, такие как Aleo, используют криптографический метод, известный как доказательства с нулевым разглашением (ZKP), чтобы помочь в разработке. частных приложений на блокчейне. Эта технология позволяет выполнять транзакции вне сети, оставаясь при этом поддающейся проверке, позволяя доказать истинность утверждения или факта, не раскрывая, что делает его таковым.
Еще неизвестно, какой подход к решению проблемы конфиденциальности Web3 будет преобладать по мере роста внедрения. Должны ли отдельные платформы приложить усилия для модерации контента и контроля за пользователями, эффективно отражая их сегодняшние аналоги Web 2.0, или же победят децентрализованные решения в сети? Ясно только то, что проблемы Web3 с конфиденциальностью не исчезнут в ближайшее время.