На данном этапе давать определение тому, чем на самом деле является метавселенная, является в основном безрассудной затеей. В зависимости от следующего, децентрализованного поколения Интернета, отдельных платформ виртуального мира или дополненной версии реального мира, дело в том, что пока метавселенная не будет фактически построена, не будет согласованного определения. Однако оглянитесь на изображения «метавселенной» в популярной культуре, и вы увидите одну общую тему: для доступа к метавселенной необходимо носить гарнитуру виртуальной реальности (VR).
Идея о том, что метавселенная и виртуальная реальность неразделимы, вполне обоснована. Самая ранняя формулировка этого термина в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона 1992 года. Снежная авария, описывающее виртуальное пространство, к которому обращаются VR-дисплеи. Это антиутопическое видение метавселенной сильно отличается от того, что продается сегодня, и все же основной факт доступа к ней через виртуальную реальность живет на таких платформах, как Сомниум Пространство или Миры Горизонта. Но правда ли, что виртуальная реальность является обязательным условием для входа в метавселенную?
Просто взгляните на два самых популярных виртуальных мира в виде Песочница и Децентралэнд. Оба называют себя «метавселенными» и предлагают виртуальные пространства, с которыми пользователи могут взаимодействовать в виде виртуальных аватаров. Чего они пока не предлагают, так это способа воплощения этого аватара в виртуальной реальности, вместо этого отдавая предпочтение более традиционному игровому опыту.

Шаблон видеоигры
Есть признаки того, что этот подход приведет к развитию метавселенной, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Например, когда Microsoft недавно приобрела издателя видеоигр Activision, она сформулировала этот шаг как помощь ей войти в метавселенную, предполагая, что она видит метавселенную в гораздо более широком смысле, чем некоторые. Вполне возможно, что виртуальные миры, с которыми мы в настоящее время более знакомы, в виде карт для видеоигр, возможно, являются двигателем для того, чтобы метавселенная стала мейнстримом.
«Сегодня игры — самая динамичная и захватывающая категория развлечений на всех платформах, и они будут играть ключевую роль в развитии платформ метавселенной», — сказал Сатья Наделла, председатель и главный исполнительный директор Microsoft, обсуждая приобретение. «Мы вкладываем значительные средства в контент мирового класса, сообщество и облачные технологии, чтобы открыть новую эру игр, которая ставит игроков и создателей на первое место и делает игры безопасными, инклюзивными и доступными для всех».
Поэтому неудивительно, что некоторые из самых больших историй метавселенной последних лет пришли из традиционных игр, которые ввели методы перепрофилирования своих миров для более социальных целей. Просто взгляните на пространство NIKELAND, созданное внутри Roblox или музыкальные события, происходящие в Fortnite.
Фирмы, занимающиеся видеоиграми, в целом рассматривают метавселенную как заманчивую возможность, и Bandai Namco последней объявила о планах выхода в космос. Обрисовывая план на следующие несколько лет, компания приравняла свое предложение метавселенной к другим традиционным формам развлечений, заявив: «Один из [Bandai Namco’s] сильной стороной является способность налаживать связи как с цифровыми элементами, такими как игры и метавселенная, так и с физическими элементами, такими как развлекательные заведения».
Воплощенная метавселенная
Эта концепция метавселенной, основанная на играх, служит противовесом тому социальному, воплощенному опыту виртуальной реальности, который используют другие.
Действительно, подход VR к метавселенной демонстрирует некоторые признаки слабости. Достаточно взглянуть на недавние трудности компании Meta, ранее известной как Facebook. Несмотря на переименование, чтобы продемонстрировать свою уверенность в своем подходе к метавселенной, основанном на виртуальной реальности (с его гарнитурой Meta Quest 2 и социальными платформами, такими как Миры Горизонта) в начале февраля стало известно, что его подразделение Reality Labs потеряло более 10 миллиардов долларов в 2021 году. В дополнение к низким показателям в других сферах его бизнеса, таким как ежедневное падение активных пользователей, впервые в его истории, эта новость цена упала более чем на четверть.
Возможно, признавая, что может потребоваться изменение подхода, генеральный директор Meta Марк Цукерберг сказал на телефонном разговоре с инвесторами: «В этом году мы планируем запустить версию Horizon и для мобильных устройств, которая принесет ранний опыт работы с метавселенной на большем количестве поверхностей, помимо виртуальной реальности. . Таким образом, хотя самые глубокие и захватывающие впечатления будут в виртуальной реальности, вы также сможете получить доступ к мирам из своих приложений Facebook или Instagram».
Ничто из этого не означает, что виртуальная реальность не играет значительной роли. Платформы, которые в настоящее время не поддерживают виртуальную реальность, всегда могут добавить такую функциональность в будущем. И ассоциацию метавселенной с ВР будет трудно разрушить, отчасти потому, что она так укоренилась в вымышленных изображениях метавселенных. В конце концов, иммерсивные технологии почти всегда необходимы для доступа к виртуальным пространствам в работах, изображающих опыт, подобный метавселенной, через козырьки и тактильные перчатки человека. Готов первый игрок к кибернетическим имплантатам, которые соединяют людей с симулированной реальностью Матрица.
Конечно, в гораздо более долгосрочной перспективе это противопоставление традиционного и виртуального опыта может стать спорным вопросом, поскольку в игру вступают такие технологии, как интерфейсы мозг-компьютер, и мы можем подключаться к нашей собственной матрице (только без роботов-убийц), а не чем требуется посредничество устройств VR.
Будущее
Форма, которую в конечном итоге примет метавселенная, будет определяться рыночными силами — более низкий барьер для входа означает, что метавселенная, не связанная с виртуальной реальностью, имеет явное преимущество. Хотя еще может появиться убийственное VR-приложение, которое перенесет ваших бабушек и дедушек в метавселенную, в краткосрочной перспективе более безопасная ставка на то, что большая часть тяжелой работы по привлечению масс в метавселенную будет выполняться более традиционными способами.