Первой серьезной попытке Microsoft создать веб-браузер, Internet Explorer 3.0, 13 августа исполнилось 25 лет. И один из инженеров команды, создавшей его, – Хади Партови – рассказал о том, как появился этот продукт, в безумной спешке с его созданием. рынок, и стоимость этих усилий.
Запуск Internet Explorer 3.0 стал важным событием в так называемой войне браузеров между Microsoft и Netscape.
Для тех, кого там не было или кто забыл, в 1993 году разработчики из Национального центра суперкомпьютерных приложений думали, что Всемирная паутина могла бы быть довольно большой, если бы ее было проще использовать – скажем, с клиентом, который имел графический интерфейс, а не текстовый интерфейс.
В результате был создан браузер под названием Mosaic, и один из его разработчиков – человек по имени Марк Андреессен – быстро создал его под названием Mosaic Netscape и основал компанию по его продвижению. Netscape стал популярным, как и Интернет.
Microsoft увидела потенциал Интернета и начала работу над браузером, который стал Internet Explorer 1.0. Эта работа произошла во время массового продвижения Microsoft по созданию Windows 95 и предоставлению миру части Windows, которая улучшила нелогичный вздор, которым была Windows 3.1. Microsoft считала, что Windows 95 – это продукт, который позволит достичь цели Билла Гейтса – «микрокомпьютер на каждом столе и в каждом доме, на котором установлено программное обеспечение Microsoft».
Но по мере того, как популярность Netscape росла и потенциал сети с графическим пользовательским интерфейсом становился все более очевидным, Microsoft знала, что сможет достичь этой цели только в том случае, если Windows 95 будет включать в себя веб-браузер. Хотя IE 1.0 вошел в OEM-версию Windows, поставляемую производителями ПК, он не был включен в CD-ROM ОС. Инсайдер Microsoft рассказал из-за того, что сроки печати, упаковки и распространения сделали его включение невозможным – упущение, которое многое говорит о том, сколько установок Windows 95 было обновлено.
IE 2 появился через несколько месяцев после запуска Windows 95, но ему снова не хватало функций, доступных в Netscape. Браузеры Microsoft так и не завоевали большую долю рынка.
С этого момента Партови подхватывает историю, когда он работал во внутреннем стартапе, созданном Microsoft для создания браузера, способного конкурировать с Netscape.
В длинная ветка в ТвиттереПартови напомнил о зарождении Internet Explorer 3.0. Он упоминает, что Билл Гейтс написал служебную записку для всей компании, в которой объявил IE критически важным и велел всем остальным командам разработчиков поддержать его.
«Наши почтовые ящики взорвались, но это заставило нас почувствовать себя важными, и мы работали еще усерднее».
Чтобы мотивировать нас еще больше, я засыпал коридоры цитатами основателя Netscape Марка Андреессена: «Netscape скоро сократит Windows до плохо отлаженного набора драйверов устройств». Это напомнило нам, что этот новый стартап угрожал уничтожить всю Microsoft.
– Хади Партови (@hadip) 14 августа 2021 г.
И они проделали свою работу: ветка Партови описывает усилия по разработке как длительный спринт и упоминает настольные игры в 2 часа ночи, призванные помочь разработчикам найти дополнительную энергию.
Подобные попытки имели неприятные последствия.
К сожалению, это были разводы, разбитые семьи и плохие вещи. Но я также узнал, что даже в компании с 20 000 человек можно заставить работать команду из 100 человек так, как будто от этого зависит их жизнь.
– Хади Партови (@hadip) 14 августа 2021 г.
Партови добавил в беседу, чтобы указать, что его упоминание о разводе было неверно истолковано – их было всего два. Он добавил, что опыт был очень полезным.
Каждый член этой команды считал это изюминкой своей карьеры. И было большое взаимное уважение с командой Netscape, которая до сих пор остается моими друзьями.
– Хади Партови (@hadip) 15 августа 2021 г.
И он считает, что работа над IE 3.0 была отличным опытом.
Большинство инженеров Microsoft тогда заработали более миллиона долларов, независимо от команды. Но тысячи людей хотели присоединиться к команде IE3, чтобы работать как можно лучше и выкладываться на полную. И тысячи сочли это сумасшествием и выбрали другие команды. Всех, кто уходил из нашей команды, быстро брали в другие команды.
– Хади Партови (@hadip) 15 августа 2021 г.
Он также признает, что попытки Microsoft в отношении браузера были бы неудачными без почти монополии компании на операционные системы для настольных ПК.
Техническая история объясняет, что это связано с монополией Microsoft на Windows, которая, несомненно, сыграла свою роль. Но это было бы невозможно, если бы Microsoft также не научилась работать с «Интернет-временем».
– Хади Партови (@hadip) 14 августа 2021 г.
И эта монополия, похоже, породила высокомерие.
У меня не хватило духу смотреть на медленную смерть моего ребенка. Я покинул Microsoft в 1999 году и присоединился к своим бывшим конкурентам из Netscape, чтобы вместе основать стартап Tellme Networks. Наконец-то у меня появилась возможность применить все уроки, которые я извлек в Microsoft.
– Хади Партови (@hadip) 14 августа 2021 г.
Партови не упомянул, что IE 3.0 косвенно привел Microsoft к первому большому набору антимонопольных проблем, поскольку Microsoft дьявольски усложнила удаление всех компонентов IE.
Microsoft защищала это на том основании, что некоторые из этих компонентов облегчили разработчикам включение HTML-форм в свои продукты Windows. Другие видели это иначе, и настойчивость IE стала ключевым элементом антимонопольного законодательства против Редмонда, которое какое-то время выглядело так, как будто могло привести к распаду корпорации.
В конце концов суды выбрали менее серьезные средства правовой защиты.
Но проблемы IE продолжались. IE 4.0 дал миру Active Desktop, странную попытку воспроизвести push-сервисы, такие как PointCast, которые передавали контент на рабочий стол по конвейеру. IE 6.0 доставлял Microsoft годы проблем из-за плохой безопасности, подпитывая репутацию компании, навязывающей своим клиентам устаревшее программное обеспечение.
В конечном итоге Microsoft была вынуждена рекомендовать клиентам удалить IE 6.0. Вашему корреспонденту однажды сказал высокопоставленный сотрудник Microsoft, что ИТ-директора сопротивлялись этому призыву, потому что IE 6.0 очень плохо отображал ранние версии Facebook – настолько плохо, что это повысило продуктивность персонала!
Редмонд, конечно, убил IE в прошлом году, решив, что у него больше нет бизнеса по созданию браузерных движков, и приняв движок Chromium, созданный Google.
Партови основал движение «Час кода» и сейчас является генеральным директором code.org. ®
Примечание редактора: Эта статья была отредактирована после публикации, чтобы уточнить сроки разработки Internet Explorer. Мы рады внести эти изменения.