Интересная деталь, раскрытая в последнем финансовом отчете CD Projekt, заключается в том, что, хотя в целом компания продолжает зарабатывать много денег, ее цифровая витрина GOG теряет их. Убыток GOG в третьем квартале 2021 года составил 4,8 миллиона злотых (1,15 миллиона долларов), а за первые девять месяцев года – 9,2 миллиона злотых (2,2 миллиона долларов). А поскольку конкуренция со стороны Steam и Epic становится все более интенсивной, CD Projekt решила, что пора внести некоторые изменения.
«Что касается GOG, то его деятельность представляет собой проблему, и недавно мы приняли меры для улучшения его финансового положения», – сказал главный финансовый директор CD Projekt Петр Ниелубович в телефонном разговоре с инвесторами (стенограмма). «Прежде всего, мы решили, что GOG следует больше сосредоточиться на своей основной деятельности, что означает предложение тщательно подобранных игр с ее уникальной философией без DRM».
Интересно видеть, как CD Projekt выбирает подход «возврата к своим корням», чтобы изменить курс GOG. Витрина магазина была запущена в 2008 году как Good Old Games, нишевая платформа, ориентированная на ретро-игры для ПК и не требующая управления цифровыми правами: в отличие от Steam, пользователи GOG могли просто загружать полные игры на свой ПК и делать с ними все, что захотят, не требуя внешнего запуска. или подключение к Интернету. Но его большие амбиции прояснились с выпуском GOG Galaxy, дополнительной пусковой установки, выпущенной в 2015 году (значительно обновленная GOG Galaxy 2.0, выпущенная в 2019 году и находится в «открытой бета-версии»), и повышенным вниманием к выпускам новых игр.
Однако не все поклонники GOG были в восторге от этого смещения фокуса, и их недовольство достигло апогея в сентябре, когда на витрине появилось издание Hitman Game of the Year. Несмотря на то, что он пользовался огромным успехом и был сильно обесценен, он был подвергнут жестокой критике из-за требований к сети, которые, по мнению многих, нарушают обещание GOG об отсутствии DRM. Реакция была настолько сильной, что GOG сняли игру с продажи и извинились за ее выпуск.
GOG всегда был (очень) младшим братом Steam. С самого начала он занял уникальную нишу: заставлял старые игры работать на современных системах и выпускал их дешево и без защиты от копирования. Теперь, однако, похоже, что он зажат между чудовищем Steam и еженедельными бесплатными играми и растущим количеством эксклюзивов в Epic Store – больше не бесполезная альтернатива, а просто еще один магазин, борющийся с пешеходным потоком.
Финансовые убытки, понесенные GOG, являются в основном структурными, что объясняет внутренние изменения – например, выходом из консорциума ГВИНТ, GOG больше не будет нести ответственность за расходы, понесенные службой (а также не получит свою часть доходов, но, видимо, это не оправдывает расходы). То же самое, по-видимому, верно и для онлайн-сервисов CD Projekt, которые переносятся на CD Projekt Red: операции внешней поддержки, предоставляемые GOG, приводят к убыткам, и поэтому они сокращаются.
Позже Ниелубович пояснил, что изменения будут в основном негласными и «не должны иметь прямого влияния на продажи GOG» игр CD Projekt или сторонних студий. Но обещание усиленного кураторства и повторной приверженности абсолютно, положительно без DRM является ориентированным на потребителя обязательством – практически призыв к существующей базе фанатов – и это обязательно повлияет на то, что окажется на его витрине в будущем. Вероятно, это то, что нужно GOG, если она хочет превратиться в нечто большее, чем просто бутик-платформу для собственных игр CD Projekt. Я связался с GOG за дополнительной информацией о планах на будущее и обновлю, если получу ответ.