
Чиновники здравоохранения в Уганде изо всех сил пытаются наверстать упущенное в связи с растущей вспышкой лихорадки Эбола, вызванной менее известным видом вируса Эбола, называемым суданским вирусом (SUDV), для которого не существует вакцины или лечения.
Имеющаяся на данный момент информация свидетельствует о том, что меры по реагированию на вспышку могут на три недели отставать от первоначального распространения SUDV, инкубационный период которого составляет до 21 дня, а уровень летальности составляет от 41 до 100 процентов. На данный момент выявлено 36 случаев (18 подтвержденных, 18 вероятных) с 23 летальными исходами. Чиновники здравоохранения перечислили в общей сложности 223 контакта.
Но это число, скорее всего, занижено. Всемирная организация здравоохранения предупредила, что несколько цепочек передачи не были отслежены, а некоторые медицинские учреждения, которые принимали пациентов с лихорадкой Эбола, не соблюдали оптимальные меры инфекционного контроля. Кроме того, из-за запоздалого признания вспышки некоторые пациенты были похоронены в рамках традиционных церемоний с большими собраниями, что могло способствовать дальнейшей передаче вируса.
Еще одним осложняющим фактором является то, что вспышка была обнаружена среди тех, кто живет вокруг действующего золотого рудника, который зависит от очень мобильного населения. «Объявление о вспышке может привести к бегству некоторых шахтеров, у которых уже есть болезнь», — предупредила ВОЗ, что, возможно, позволит болезни распространиться на новые районы.
В обновлении о вспышке в понедельник ВОЗ оценила риск распространения через Уганду как высокий, учитывая множество факторов, вызывающих беспокойство.
Развивающаяся ситуация
Обеспокоенность еще выше, потому что не существует лицензированной вакцины или лечения SUDV, как и для более распространенного вида эболавируса, Заира. В настоящее время существует две вакцины и два метода лечения лихорадки Эбола, вызванной заирскими видами, которая вызвала почти все задокументированные вспышки лихорадки Эбола и все крупнейшие вспышки. Помимо Заира и SUDV, есть еще четыре редких вида Эболавируса: Bundibugyo, Taï Forest, Reston и Bombali.
Из 41 вспышки, которые ВОЗ перечисляет на своем веб-сайте, SUDV был ответственен только за семь, самая последняя из которых была в 2012 году. В этой вспышке, также в Уганде, было задействовано семь случаев, а уровень летальности составил 57 процентов.
О текущей вспышке стало известно после смерти 24-летнего мужчины 19 сентября в центральной части Уганды. 11 сентября у мужчины развился ряд тревожных симптомов, в том числе высокая температура, тонические судороги, рвота с примесью крови и диарея, потеря аппетита, боль при глотании, боль в груди, сухой кашель, кровоизлияние в глаза. Он обратился за помощью в две разные частные клиники, но безрезультатно, и в конце концов 15 сентября его направили в Региональную специализированную больницу (RRH). Там медицинские работники заподозрили у него случай вирусной геморрагической лихорадки, изолировали его и взяли образцы крови для тестирование. 19 сентября Угандийский научно-исследовательский институт вирусов (UVRI) в Кампале подтвердил, что у него была инфекция SUDV — в тот же день, когда он умер. На следующий день представители здравоохранения Уганды объявили о вспышке.
Теперь, неделю спустя, число случаев заболевания достигло 36, из них 23 умерли, а остальные 13 подтвержденных случаев все еще госпитализированы. Средний возраст заболевших составляет 26 лет, от 1 года до 60 лет.
На данный момент ВОЗ оценила общие региональные и глобальные риски этой вспышки как низкие. Однако агентство отметило, что масштабы вспышки еще не известны, и нельзя исключать трансграничное распространение.